Мордовия музыкальная
Воинов Леонид Иванович

          12.06.1898, г.Темников - 

           29.10.1967, г.Саранск

 

 Леонид Иванович Воинов сыграл исключительную роль в становлении и развитии профессионального музыкального творчества и сольного инструментального исполнительства в Мордовии. Композитор, талантливый виртуоз-балалаечник, организатор, бессменный руководитель и дирижер Темниковского оркестра русских народных инструментов, педагог, просветитель - вся его жизнь прошла под девизом «служу я музыке высокой» (перефразируя слова В.Ходасевича «служу поэзии высокой»).

Л.И.Воинов родился в 1898 г. в одном из старейших городов Мордовии Темникове - городе со своим неповторимым обликом, богатой историей, характерным укладом жизни и экономикой, культурными традициями. В нем прошли юношеские годы и становление творческой личности Л.И.Воинова.

Любовь к музыке и русской балалайке ярко заявила о себе в годы обучения в гимназии, где были музыкальные классы. Отметим, что увлечение и занятия музыкой среди молодежи встречало поддержку со стороны руководства гимназии и прежде всего ее директора А.В.Чикунского. Он приобрел комплект инструментов русского струнного оркестра, а для обучения гимназистов основам музыкальной грамоты и пению пригласил из Петербурга учителя музыки П.В.Беляева. По инициативе Воинова, явно обладавшего незаурядными музыкальными способностями, в гимназии был создан любительский молодежный оркестр в составе: балалайки, мандолины, гитары.

Воинов оканчивает гимназию и становится студентом историко-филологического факультета Казанского университета в рубежном для истории России 1917 г. Это был год огромных социальных потрясений, крушения старого режима и начало строительства нового государства. После революции одной из важных его установок стала ориентация на нового слушателя, на музыку, созвучную эпохе революционной борьбы, отвечающую духу и требованиям времени. Усилиями отдельных энтузиастов-музыкантов повсеместно создаются хоровые и оркестровые коллективы, народные театры, музыкальные студии и кружки при различных предприятиях.

В это судьбоносное и сложное для страны и каждого человека время Воинов принимает решение оставить университет и вернуться в родную российскую глубинку - город Темников. С первых же шагов установления Советской власти в Темникове он активно включился в число работников культурного фронта. По велению души и сердца он вновь обращается к музыке. Проявив инициативу и завидное упорство, Воинов создает самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Первый концерт оркестра, начавшийся исполнением революционной песни «Смело, товарищи, в ногу!», состоялся 20 марта 1918 года. (Ровно тридцать лет назад 20 марта 1888 года состоялось первое публичное выступление «кружка любителей игры на балалайке» В.В.Андреева, чье искусство была примером для Воинова). Начиная с 1923 года, Л.И.Воинов работает учителем музыки в школах и педагогическом училище города, одновременно занимается с оркестром, хором и солистами, сочиняет музыку. Так, в 1924 году он написал и поставил силами самодеятельных артистов оперу на пушкинский сюжет «Сказка о попе и работнике его Балде».

В музыкальном развитии, совершенствовании профессионального композиторского и исполнительского мастерства Л.И.Воинова большую роль сыграли дружба и творческие контакты с выдающимися деятелями отечественной музыкальной культуры - А.Б.Гольденвейзером, Б.С.Трояновским, музыкантами оркестра русских народных инструментов имени В.В.Андреева. Этапной в его биографии стала встреча с мордовским композитором Л.П.Кирюковым. Прекрасный знаток мордовской народной песни, Кирюков посоветовал Воинову обратиться в своем творчестве к изучению и художественной разработке национального фольклора. С середины 40-х годов XX в. мордовский мелос становится прочной опорой творчества Воинова. В числе других произведений им написаны два концерта для балалайки с оркестром, фантазия для оркестра на две мордовские темы, «Мордовская рапсодия», «Мордовский марш», кантаты «Сказ о Мордовии» и «Край родной», обработки мордовских народных песен. В то же время продолжающаяся многие десятилетия творческая деятельность коллектива - Темниковского оркестра русских народных инструментов - проходит под знаком художественной пропаганды и просветительства. В репертуаре оркестра – сочинения русской и западноевропейской классики в переложении его руководителя. С оркестром выступали известные певцы - И.М.Яушев, А.В.Яшнов, И.М.Скобцов, М.Н.Антонова, Р.М.Беспалова, Д.И.Еремеев. В настоящее время Темниковский оркестр  носит имя своего организатора и руководителя. Это титулованный коллектив, лауреат Государственной премии Республики Мордовия, лауреат и дипломант межрегиональных и республиканских фестивалей и конкурсов народного творчества.

За заслуги в области развития мордовского музыкального искусства Л.И.Воинову были присвоены звания народного артиста МАССР (1947) и заслуженного деятеля искусств РСФСР (I960).
  Именем Л.И.Воинова названы ДМШ в Темникове, ДМШ №4 в Саранске и одна из улиц в столице Республики Мордовия.

Леонид Иванович Воинов (1898–1967): жизнь и творчество в материалах и документах /авт.-сост.:А.И.Макарова, И.Е.Молоствова; ред.Н.М.Ситникова. – Саранск: Тип."Крас.Окт", 2008. – С.3-4.

 

      Л.И.ВОИНОВ

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОРДОВИИ

 

С именем заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста МАССР Леонида Ивановича Воинова в национальной культуре Мордовии связано очень много. О каждом аспекте его многогранной деятельности можно говорить отдельно. Создатель первого в республике исполнительского коллектива – оркестра русских народных инструментов в Темникове, требовательный и чуткий дирижер, убежденный пропагандист классической музыки, педагог, воспитавший десятки своих последователей, виртуоз-балалаечник и композитор, оставивший нам свой талант, свое видение мира. Творческая деятельность Воинова неотделима от всеобщего процесса развития советского музыкального искусства, в частности, особой его области, связанной с творчеством и исполнительством на русских народных инструментах.

Массовое распространение этого искусства началось после революции 1917 года, пробудившего невиданный интерес к музыке у широких народных масс. Благодаря убедительному примеру замечательного русского музыканта В.В.Андреева, получившего поддержку А.В.Луначарского, и его последователей, в школах, вузах, клубах, воинских частях возникают музыкальные кружки народных инструментов. В 1918 году при музыкальном отделе Наркомпроса открылся новый подотдел, главной задачей которого была пропаганда серьезной музыки и «призыв народа к творчеству с помощью песен, сказаний и народных инструментов». Создаются оркестры и ансамбли народных инструментов, организуются конференции и смотры исполнителей на балалайке и гармони, появляются первые учебники и статьи о русских инструментах, их значении и роли в воспитании советского человека. Уже к 30-м годам количество самодеятельных оркестров народных инструментов в стране достигло 2000, а в наши дни их более 10 тысяч. Далеко за пределами нашей Родины известно искусство замечательных профессиональных коллективов: оркестра русских народных инструментов им.Н.Осипова, оркестра русских народных инструментов им.В.Андреева, оркестров русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения, хора им.М.Пятницкого и многих других.

Сейчас нет необходимости доказывать, какое значение имеет исполнительство на русских народных инструментах. С одной стороны – демократизм и доступность этого вида творчества, с другой – особые, специфические средства выразительности отдельных инструментов и оркестра в целом. Как известно, немаловажное значение имеет состав таких оркестров. Напомню, что классический, «андреевский» состав основан на тембровом сочетании домр, балалаек, гуслей с добавочными народными инструментами – духовыми (жалейкой, свирелью) и ударными. С 30-40-х годов прочное место в оркестре заняли баяны. Современное отношение к составу оркестра определилось в двух тенденциях: одно – в приверженности к исторически сложившемуся составу, другое – во введении в него инструментов симфонического оркестра, значительного разнообразия ударных. Этот процесс является закономерным, отражающим развитие музыкального искусства, его выразительных средств и эстетических потребностей общества.

Коснемся теперь репертуарных возможностей оркестра русских народных инструментов. Сразу же после революции в репертуар активно включались революционные песни, обработки русских народных песен, произведения, которые можно назвать салонными: танцы, миниатюры. Программы пополнялись также переложениями популярных симфонических или фортепианных сочинений. А в русле нового репертуарного направления, начатого «Русской фантазией» А.Глазунова, появляются интересные сочинения А.Пащенко, С.Василенко, М.Ипполитова-Иванова, В.Золотарева, А.Гречанинова. В творчестве этих авторов проявляется тенденция усложнения музыки для оркестра русских народных инструментов, ее последовательная симфонизация. В 40-50 годы этот процесс продолжается, подчиняясь общей направленности развития отечественного музыкального искусства.

Краткий экскурс в историю, как нам кажется, поможет точнее определить роль и значение деятельности музыканта Л.И.Воинова в профессиональном музыкальном искусстве нашей республики. Начало его долгого и прекрасного пути в этой сфере было определено не только велением сердца, но и временем, в которое он жил. Первый послереволюционный год, каждый день которого властно входил в историю невиданными событиями, декретами, фактами, стал знаменательным и для молодого музыканта, и для мордовской культуры. Его мы считаем днем рождения Темниковского оркестра русских народных инструментов, который недавно отметил свое 65-летие. Это событие было предопределено большим интересом Л.И.Воинова к народным инструментам и, прежде всего, к русской балалайке. Совершенствованию игры на этом инструменте Воинов отдал предпочтение еще в детстве. Около пятидесяти лет стоял он у дирижерского пульта этого оркестра, и по существу, вся творческая деятельность Воинова оказалась прочно связанной с этим коллективом. Многие из них могут вспомнить, какая неиссякаемая энергия, творческий энтузиазм, стремление к мастерству были присущи Воинову. В каждом оркестранте он стремился зажечь тот же неугасимый творческий огонь. Большое значение для художественного и профессионального формирования Л.И.Воинова имели дружеские отношения с замечательными советскими музыкантами: участниками оркестра им.В.Андреева, балалаечником Б.Трояновским и прежде всего с народным артистом СССР, профессором А.Б.Гольденвейзером. Профессиональный рост руководителя, естественно, способствовал и творческому росту его оркестра. Он побывал с концертами в городах и селах Мордовии и за ее пределами, успешно дебютировал в Москве. С темниковским оркестром выступали известные певцы. Среди них – И.Скобцов, Е.Грибова, И.Яушев, Е.Охотина, М.Антонова. Коллектив является лауреатом многих смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества трудящихся.

В профессиональном становлении Воинова как художественного руководителя и дирижера оркестра можно четко проследить определенные тенденции, находящиеся в русле исторически обусловленного процесса, охарактеризованного выше. Леонид Иванович последовательно отстаивал свои убеждения, сложившиеся под влиянием традиций и заветов основателя первого «великорусского оркестра» Василия Андреева. Прежде всего, они касались состава оркестра русских народных инструментов. Лишь через пять лет, вначале в качестве эпизодических инструментов, появляются ударные – бубен, треугольник, малый барабан. И только в послевоенные годы в составе оркестра появляются баяны. В особом случае, когда того потребовал собственный образный замысел композитора, Воинов вводит в партитуру трубу, но не как оркестровый инструмент, а как солирующий. Так произошло в его увертюре «1917 год».

Но самая большая привязанность и любовь Воинова были отданы балалайке. Постоянное совершенствование привело к такому уровню владения инструментом, что это мастерство покоряло и публику, и профессионалов. <...>

Репертуар оркестра Воинова также складывался в современных ему традициях. На первых порах, как и повсюду, это были революционные и русские народные песни. По мере совершенствования в репертуаре появились переложения классических сочинений — музыки Грига, Шуберта, Чайковского, Глинки, Мусоргского. Сотни концертов и тематических вечеров, бесед с музыкальными иллюстрациями были даны оркестром. Трудно переоценить роль Воинова в приобщении широкой публики мордовских сел к серьезной музыке. Конечно, в репертуар иногда проникали не лучшие образцы бытовой музыки, но ее место было очень незначительно.

В своих художественных принципах, которые сложились в многолетней практике, Воинов-дирижер следует лучшим примерам русского реалистического искусства. Главной задачей его всегда было точное прочтение авторского текста, необходимость донести до слушателей главную мысль произведения. Звучание оркестра привлекало выравненностью всех групп, ансамблевой стройностью. Домры и балалайки как будто «пели», их тембровая и техническая выразительность выявлялись в полной мере. Эта объемность и масштабность звучания даже без участия гармонических инструментов достигалась умелой оркестровкой. Исполнительскую манеру оркестра можно было смело назвать не самодеятельной, а профессиональной. Но при этом игра оркестра была далека от академической сухости. Воинов увлекал и исполнителей, и публику, создавая романтические, красочные картины. Программная музыка, содержание и выразительность которой связана с остро характерными, сказочными, живописными образами, занимала значительное место в репертуаре коллектива. Наряду с ней Воинов много внимания уделял произведениям на основе русских народных песен. Вот эти две, казалось бы, далекие друг от друга сферы образов, нашедшие столь яркое воплощение в области народно-оркестрового музицирования, стали источником и собственного творчества Воинова. И не только как первоначальный импульс к творчеству, но и как главное его содержание.

В творческом наследии Воинова-композитора ведущее значение, естественно, принадлежит музыке для оркестра и для балалайки. Он является автором разнохарактерных пьес, виртуозных обработок русских и мордовских народных песен, сюит для оркестра, фантазий, рапсодий, увертюр. Особое место принадлежит в этом списке сочинениям для скрипки, Симфониетте, кантате «Край родной», опере «Сказка о попе и работнике его Балде» по А.С.Пушкину.

Одно из самых первых сочинений Воинова – опера в сопровождении оркестра русских народных инструментов, написанная в 1924 году для ознакомления слушателей с этим жанром. Здесь небезынтересно заметить, что первый опыт создания такой оперы в русской музыке относится к 1904 году. Видный русский музыкант, впоследствии профессор, Н.Фомин в годы сотрудничества с В.Андреевым в его оркестре написал оперу по мотивам «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Видимо, этот факт и привлек внимание Леонида Ивановича.

Уже в этом раннем сочинении Воинова ярко проявились определенные стилистические черты, свойственные его музыке и на других этапах творческого пути. Можно условно обозначить два таких этапа. Первый, довоенный, характеризуется прочными связями с общими тенденциями оркестрового исполнительства, свойственными русской музыке. Второй – послевоенный, пристальным вниманием к мордовской народной песенности. Но необходимо отметить, что творческие устремления везде оказываются едиными. Поэтому представляется возможным обобщить наиболее яркие из них.

Прежде всего – образно-тематическая направленность, о которой уже было сказано выше. Это изобразительность музыкальных зарисовок в Первой сюите «Лесные сцены», «Ноктюрне» из Второй сюиты, сказочно-характерная программность оперы по сказке Пушкина, 2-й части Симфониетты, Скерцо из Второй сюиты, «Шествия на восточные темы». Иная образность связана со стихией народно-инструментального музицирования с ее виртуозными наигрышами, вариациями, изначально заложенной концертностью. Они привлекают нас в «Мордовской плясовой», «Фантазии на мордовские темы», Первом и Втором концертах для балалайки с оркестром. Особо хочется подчеркнуть одухотворенность многих лирических страниц произведений Воинова.

В сочинениях послевоенного периода все более и более явственно начинает проявляться тяготение композитора к образам эпическим. Он запечатлевает их в увертюре «1917 год», Симфониетте, кантате «Край родной». Но есть в музыке Воинова то главное, что объединяет все его творчество. Это – оптимистическое, жизнеутверждающее мировосприятие, которое ощущается в каждом его произведении.

Выразительные средства, которые избирает Воинов для воплощения своих замыслов, имеют весьма ярко выраженные особенности. Истоки гармонического и мелодического языка, всегда сочного, выпуклого, демократичного, можно найти в разных пластах профессиональной и народной музыки. На первый план выступают здесь черты русской, позже мордовской инструментальной и песенной мелодики, ладовой организации. Следует отметить, что в мордовском фольклоре Воинова привлекали прежде всего те мелодии, которые обнаруживали родство с русскими. Развивая, варьируя, гармонизуя их, он использовал приемы классических русских традиций отношения к народному материалу.

Другой источник, питавший фантазию Воинова-композитора, – эпическая картинность гармонического языка Мусоргского, острая характерность интонаций Грига, светлая открытость гармонии Прокофьева. Отсюда – колоритные сопоставления трезвучий мажоро-минорной системы, острота интонаций IV повышенной ступени европейского мажора и минора. Все это обогатило гармоническую палитру профессиональной музыки Мордовии.

В жанровом отношении произведения Воинова, естественно, связаны со сложившейся спецификой народно-инструментального исполнительства: это, в основном, циклические сочинения сюитного типа, объединяющие несколько контрастных частей, или одночастные произведения, имеющие черты внутренней сюитности (фантазии, вариации). В этом же русле находятся попытки композитора обратиться к сонатной форме – в концертах для балалайки, увертюрах, Симфониетте. Одним из важнейших средств формообразования в сочинениях Воинова является варьирование, преимущественно орнаментальное. Интересно отметить, что при этом Воинов часто использует приемы, способствующие большей цельности формы: это реминисценции отдельных тем, их контрапунктическое сочетание, четкий тональный план. Благодаря глубокому практическому знанию инструментов народного оркестра, теоретическому углублению этих знаний, Воинов создавал партитуры, и сейчас могущие служить добрым примером. Полно и разнообразно показаны домровая и балалаечная группы, использованы разнообразные штрихи, сопоставления разных приемов звукоизвлечения, регистров, тембров. Важное значение имеет в партитурах группа домр, которым часто поручается ведение основных мелодических линий, полифонические имитации. В целом партитуры Воинова дают ощущение подлинной гармоничности.

Особое отношение к солирующей балалайке проявилось в убедительном использовании ее виртуозных возможностей. Чувство стиля, яркость музыкальных образов отличают концерты Воинова, которые можно поставить в один ряд с подобными произведениями советских композиторов Н.Речменского, Н.Шишакова, Н.Будашкина.

Все выше сказанное о Воинове подтверждает мысль о весьма значительном вкладе этого музыканта в дело развития профессионального искусства нашей республики. Он активно включился в исторически обусловленный процесс музыкального просвещения народа, заявил себя как талантливый художник, что дает нам право поставить его в ряд тех, кого и сегодня мы называем основоположниками мордовской музыки.

Традиции, которые заложил своим искусством Воинов, в наши дни, творчески обогащаясь, получают развитие в разных направлени¬ях. Говоря о композиторском творчестве мордовских музыкантов в области народно-инструментальной, следует отметить, что они не обходят ее своим вниманием. В основном, это произведения для баяна и оркестра народных инструментов.

Настала пора активизировать дело издания нотной литературы для народных инструментов. И прежде всего – произведений Л.И.Воинова, опубликовав лучшие его сочинения в одном сборнике. 

Н.М.Ситникова (июнь 1983 г.)
Леонид Иванович Воинов (1898–1967): жизнь и творчество в материалах и документах /авт.-сост.:А.И.Макарова, И.Е.Молоствова; ред.Н.М.Ситникова. – Саранск: Тип."Крас.Окт", 2008. – С.128–134.

 

Сочинения Л.И.Воинова 

1918 г. – Обработки для оркестра русских и мордовских народных

инструментов

1924 г. – «Сказка о попе и работнике его Балде» (опера  в 4 картинах с

оркестром народных инструментов по сказке А.С.Пушкина, либретто

А.Хомякова)

1926 г. – Сюита в 5 частях для оркестра народных инструментов

1932 г. – «Сахарок» (музыкальная комедия с сопровождением

оркестра народных инструментов, по Шишкову)

1940 г.– «Фантазия на мордовские темы» для оркестра народных инструментов

1944 г.– «Ты обо мне в слезах не вспоминай» (песня на сл. Коваленкова)

1944-45 гг.– Первый концерт для балалайки с оркестром народных

инструментов (в 3 частях)

1947 г.– «Сказ о Мордовии» (кантата, сл. Н.Эркая)

1948 г.– «Фантазия на две мордовские темы для балалайки с фортепиано», 

              Мордовская плясовая для балалайки с фортепиано 

1950 г. – «Желание» (романс на сл. Н.Эркая)
                  Мордовская сюита для оркестра народных инструментов (в 3 частях)
                  Мордовские напевы для скрипки и фортепиано

1951 г. – Второй концерт для балалайки с оркестром народных инструментов

1953 г. – Мордовская рапсодия для оркестра народных инструментов

1957 г. – «Край родной» (кантата для хора и симфонического оркестра,

сл.Н.Эркая)

1958 г. – Серенада для скрипки с фортепиано 

             Симфониетта на мордовские темы (в 3 частях)

1959 г. – «Вальс» (импровизация для балалайки с фортепиано)
                   Обработка Каприса №24 Н.Паганини для балалайки с фортепиано 

1960 г. – Обработка фантазии Вьетана «Берёзынька» для балалайки с

фортепиано

1961 г. – Концертные вариации для балалайки с фортепиано

1962 г. – Полька и Танго для оркестра народных инструментов

1964 г. – Мордовский марш для оркестра народных инструментов

1964-65 гг. – «1917 год» (увертюра для оркестра народных инструментов)

1966 г. – Инструментовка для симфонического оркестра увертюры «1917 год» 

 

Нотные издания:

1) Плясовая (мордовская) по мотивам Кирюкова // Пьесы советских

композиторов. Вып. 1. – М.-Л., 1950. 

2) Кантата «Сказ о Мордовии». – М., 1950.

3) Фантазия на две мордовские темы для балалайки с фортепиано. – М., 1950.

4) Концерт для балалайки с оркестром №2: клавир. – М.,1956.

5) Импровизация «Вальс» для балалайки с фортепиано. М., 1959;

6) Обработка Каприса № 24 Паганини для балалайки с фортепиано. – М., 1959.

7) Обработка фантазии Вьетана «Березынька» для балалайки с фортепиано. –

М., 1963.

8) Концертные вариации для балалайки с фортепиано. – М., 1963.

9) Мордовский марш для оркестра народных инструментов. – Саранск, 1965.

10)Увертюра «1917 год» для оркестра народных инструментов. – Саранск,

1966.

 

  Литература:

1.Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки: композитор и фольклор / ред. М.Н.Нигмедзянов. – Саранск, 1986.

2.Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск, 2011.

3.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справ. / под ред. Н.И.Бояркина. – Саранск, 2006.

4.История Мордовии в лицах: биограф. сб. Книга 1-3 / сост. В.С.Лунин; редкол. П.Д.Грузнов (отв.ред.), В.А.Чугунов, А.Н.Келина и др. – Саранск, 1994–1999.

5.Макарова А.И. Страницы разных лет: сб. статей и материалов. – Саранск, 2007.

6.Мордовия: энциклопедия. В 2 т. Т.1 / гл. ред. А.И.Сухарев. – Саранск, 2003.

7.Народные певцы и композиторы Мордовии: cб. статей / под общ. ред. Я.М.Гиршмана; сост. А.И.Макарова. – Саранск, 1974.

8.Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории: статьи, очерки, рецензии / сост. Т.И.Одинокова; ред. И.А.Галкина. – Саранск, 2001.

9.Шибаков Н.И. Леонид Воинов – композитор и дирижер. – Саранск, 1967.

10.[дополнить]

 

Наверх