Мордовия музыкальная
Вдовин Гавриил Григорьевич

       30.03.1940, г.Саранск –

       07.01.2010, г.Саранск

 

Заслуженный деятель искусств РФ (2001), МАССР (1978).Член Союза композиторов СССР (1969). Почетный деятель СК России (1996).Лауреат Государственной премии МССР (1992), премий Главы РМ (2003, 2005, 2006), премии Комсомола Мордовии (1969).

Окончил Саранское музыкальное училище имени Л.П.Кирюкова (1961), Горьковскую государственную консерваторию имени М.И.Глинки (1968), ассистентуру-стажировку (там же,1972). В 1968-94 гг. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Саранского музыкального училища; в 1994-2002 гг. – доцент, с 2002 г. – профессор кафедры народной музыки Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарёва. В 1982-97 гг. – председатель правления Союза композиторов  Мордовии.

На становление творческой личности композитора повлияли театральные впечатления детства, связанные с профессией отца (Григорий Елисеевич Вдовин был артистом Мордовского драматического театра), занятия в классе выдающегося музыканта-баяниста и педагога А.П.Путушкина в музыкальном училище, где были написаны первые песни и первая баянная «Мелодия». Безусловная природная одаренность, упорство и целеустремленность способствовали успешной учебе на композиторском факультете, а затем в ассистентуре-стажировке консерватории под руководством профессора А.А.Нестерова, чей авторитет учителя и человека навсегда остался незыблемым.Эрзянского юношу, соприкоснувшегося с высоким напряжением музыкальной энергетики 60-х гг. ХХ в., увлекло, захватило все многообразие мировой художественной культуры того времени. Процесс профессионального становления молодого композитора происходил настолько активно и динамично, что уже в его студенческих произведениях четко обозначились основные черты творческой индивидуальности будущего большого мастера:органичный синтез музыкальных традиций прошлого и достижений современной европейской культуры, широта жанрово-эмоционального диапазона,стремление к философскому осмыслению непреходящих человеческих ценностей и актуальных проблем сегодняшней жизни.

Достаточно назвать и обобщенно охарактеризовать лишь некоторые из сочинений студенческих лет: яркая характеристичность фортепианного триптиха «Музыка на скульптуры С.Эрьзи» (первом в национальном искусстве обращении к образам выдающегося скульптора) – и тонкий психологизм трех Монологов для сопрано и симфонического оркестра (сл.Л.Татьяничевой), воплощение по-юношески светлого мировосприятия в Концертино для фортепиано со струнным оркестром – и драматические коллизии Симфонии №1 (первой не только в творчестве Вдовина, но и в Мордовии; удостоена Диплома Всесоюзного смотра молодых композиторов, 1969). В то же время настойчивые поиски композитора были направлены в русло глубокого постижения всего многообразия мордовского (эрзянского и мокшанского) фольклора. Результатом этих исканий стали вокальные циклы «Песни родного края» и «Из мордовской народной поэзии»... И уже в них в самой непосредственной форме проявились те черты самобытного образа мышления Вдовина, которые генетически связаны с истоками национальной духовности, и вместе с тем, принадлежат человеку нашего времени, те качества собственного, абсолютно индивидуального музыкального языка, которые композитор создал и совершенствовал на протяжении всей своей жизни.

Каждое новое  сочинение Вдовина было, по существу, художественным открытием как для автора, так и для профессиональной музыки Мордовии, в которой творчество Вдовина ознаменовало начало нового этапа развития. Он показал себя «серьезным художником, смело ищущим непроторенных путей» (Ю.С.Корев).

Среди произведений 1970-х гг. – Вторая  симфония, 1-й струнный квартет, Концерт для скрипки с оркестром, 2-я часть вокального цикла «Из мордовской народной поэзии». В 1980-2001 гг. представления о художественно-образном и профессиональном масштабе творчества Вдовина расширились с появлением концептуально сложных крупных сочинений – симфоний № 3 и № 4, изобретательной интеллектуальности 2-го, 3-го, 4-го струнных квартетов; в 2000 - 2009 гг. им написаны  5-я симфония, танцевальная сюита «Балетные этюды» в 15 частях для симфонического оркестра, «Деревенская сюита» для струнного оркестра, «Романсеро» для скрипки и струнного оркестра. Среди камерно-инструментальных произведений – струнный квартет № 5, соната для скрипки и фортепиано «Под знаком Эрьзи», фортепианные циклы «Портреты»,«Прелюдии и фуги в 12 тонах», сонаты для фортепиано, пьесы и ансамбли для различных инструментов, пьесы для детей.

Во все периоды жизни композитора очень большое место в его творчестве занимала хоровая музыка: в числе крупных сочинений – кантата «Эрьзя. Три эпизода из жизни» (сл. Л.Талалаевского, 1976), циклы «Три этюда-картины»  (1989), «Город в тумане» (сл. Л.Аронович, 2004), концерт «Баллада о Ефрейторе и Деве Белого Плёса» (сл. Т.Кибирова, 1993),  «Деревенский ноктюрн» (сл. народные, 1996), вокально-хореографическая сюита «Тейтерень пия кудо» («Дом девичьего пива», 1985). Разнообразие настроений и средств выразительности свойственно не только оригинальным хоровым произведениям, но и многочисленным обработкам мордовских, русских, марийских, финских и других народных песен для разных составов исполнителей.

В  музыке Вдовина для театра так же запечатлены разные эпохи и сюжеты,что проявилось в многообразии жанровой и стилистической палитры: в  опере «В шесть часов вечера после войны» (1975) – воплощение искренних лирических чувств ее героев, не сломленных драматическими событиями Великой Отечественной, опера «Пасынок судьбы» (1986) повествует о нескольких эпизодах из жизни поэта-демократа А.Полежаева, в оперетте «Главная роль» (1978) и национальной музыкальной драме «Ветер с Понизовья» (1981) – страницы близкой и далекой истории мордовского народа.

Вдовин – автор  песен и романсов на стихи российских поэтов, значительное место в его вокальном наследии принадлежит мордовской поэзии.

Музыка Вдовина звучала на фестивалях «Московская осень», «Музыка друзей», «Панорама музыки России» и др. (с 1980-х гг.), исполняется коллективами и солистами России, Мордовии, зарубежья. В 1980 г. на Всесоюзной фирме «Мелодия» вышла грампластинка «Песни Г.Вдовина», в 2002 г. - компакт-диски «Произведения композиторов Мордовии», «Современная хоровая музыка композиторов Мордовии», в которые включены произведения Вдовина.

Во все периоды жизни композитора  Гавриилу Григорьевичу Вдовину были присущи глубокое  понимание проблем современной музыкальной культуры республики и искренняя заинтересованность в их решении. Его активная и разносторонняя музыкально-общественная деятельность, точное определение перспектив  развития профессионального музыкального искусства Мордовии способствовали созданию Союза композиторов Республики Мордовия (1982), которым он руководил в течение 15 лет, и организации Фестиваля музыки композиторов Поволжья и Приуралья (с 1982). Вдовин был секретарем (2003-06),членом правления (1982-92), совета  (с 1992) Союза композиторов России, оргкомитета совета по культуре при Главе РМ (с 2003).

Плодотворной и ответственной была его работа по подготовке будущих композиторов: в числе учеников Вдовина - Н.Н.Митин, Д.Л.Скрипкин, Е.В.Кузина, Е.В.Лысенкова (Уварова), Д.В.Буянов. Имя Вдовина носит Открытый конкурс юных музыкантов (с 2001).  

Значение творческой деятельности первого профессионального композитора нашей республики,основоположника самых сложных форм профессиональной музыки, таких как симфония, соната, вокальный и полифонический циклы, автора более 200 произведений почти во всех жанрах, трудно переоценить. «Российский мастер Гавриил Вдовин» (Ю.С.Корев) сыграл непреходящую роль в музыкальном искусстве Мордовии (см.:телепрограмма ГТРК «Мордовия» «Абонемент» 12.07.2014).

 

Основные сочинения Г.Г. Вдовина

оперы: В шесть часов вечера после войны (по пьесе В.Гусева, либретто М.Фроловского, 1975), Пасынок судьбы (по пьесе Я.Апушкина, ст. А.Полежаева, либретто Г.Вдовина, 1986);

балет: танцевальная сюита Балетные этюды (2004);

музыкальная драма: Ветер с Понизовья (по пьесе П.Кириллова, рус.текст П.Железнова, М.Фроловского, 1980);

оперетта: Главная роль (либретто Л.Талалаевского, 1978);

вокально-хореографическое театрализованное представление: Тейтерень пия кудо (либретто В.Брыжинского, 1985);

музыка к драматическим спектаклям: Два клена (по пьесе Е.Шварца, 1966), Осенние звезды (по пьесе С.Фетисова, 1969), У каждого своя болезнь (по пьесе К.Абрамова, 1969), Разлом (по пьесе Б.Лавренева, 1971), Твоя песня (по пьесе В.Гусева, 1973), Долги наши (по пьесе Э.Володарского, 1974); 

для симфонического оркестра: 5 симфоний (1968, 1972, 1989, 1993, 2009); Юбилейная увертюра (к 40-летию Мордовии, 1969), Вальс (1979), Мордовский танец (1991);

для солистов, хора и оркестра: 

кантаты: Эрьзя, три эпизода из жизни (сл. Л.Талалаевского, 1976), Ода Революции (сл. Б.Соколова, 1977), Здравица 50-летию Мордовии (сл. И.Кривошеева, Л.Талалаевского и народные, 1979);

для солистов и оркестра: Три монолога (сл. Л.Татьяничевой, 1969);

для струнного оркестра: Деревенская сюита (2004);

для инструментов с оркестром: Концертино для фортепиано и струнного оркестра (1967), Концерт для скрипки (1973);

для оркестра русских народных инструментов: сюита Напевы (1975), Две пьесы (1981), Симфониетта (1988);

камерно-инструментальные ансамбли: 5 струнных квартетов (1974, 1983, 1989, 1999, 2004); 

для скрипки и фортепиано: Вариации на две мордовские темы (1964), соната Под знаком С.Эрьзи (2001);  

для гобоя и фортепиано: Три пьесы (1983); 

для флейты и кларнета: Дуэт (1987);

для балалайки и фортепиано: Вариации на тему эрзянской народной песни  Садсо кассы лаймарьчувто (В саду растет черемуха, 1999);  

для квинтета русских народных инструментов: Две пьесы. (1979);

для фортепиано: Музыка на скульптуры С.Д. Эрьзи: Греза. Моисей. Танец (1965-1969), 2 сонаты (1971, 1983), Фантазия (1973), 2 сонатины (1988, 1999), Баллада (1991), Вариации на две эрзянские песни (2001), Вариации на тему мордовской народной песни «Умарина» (2002), цикл Прелюдии и фуги в 12 тонах (2003); 

для виолончели соло: Соната (1964);

для тромбона соло: Три пьесы (1989);

для баяна: Две прелюдии (1961), Музыкальный момент (1970), Пять мимолетностей (1972), Соната (1974), Элегия памяти А.Путушкина (1996);

музыка для детей

пьесы для фортепиано: Две прелюдии (1962), Восемь детских пьес (1966), Пять детских пьес (1971), Три пьесы (1975), Портреты (пять пьес, 2001);

произведения для солистов, хора и фортепиано: кантата «Про весну, журавлей, рыбаков, осень и новогоднюю ночь» (сл. Ф.Атянина, 1973), Вересковый мед (сл. С.Маршака из Р.Стивенсона);

произведения для смешанного хора с сопровождением: Свадьба (сл. А. Эскина, 1967); Покш пакся (Широкое поле, обр. нар.песни, 1975);

произведения для смешанного хора а саррellа: концерт «Баллада  о Ефрейторе и Деве белого плеса» (сл. Т.Кибирова, 1993), цикл «Три этюда-картины» (1989);  Чиньжарамо (Подсолнух, сл. Н.Эркая, 1965), Утро (сл. А.Прокофьева, 1968), Обелиск (сл. В.Лессига, 1971), Про березку и Алену (сл. Н.Тряпкина, 1972), Замирает, стихает, моя золотая дубрава (сл. Н.Гилевича, рус.текст А.Терентьева, 1982), Спокойной ночи, русская земля! (сл. А.Прокофьева, 1986), Колокола (сл. Б.Соколова, 1988), Старинная песня из поэмы Е.Евтушенко «В полный рост» (1990), Осколок сломанной звезды (сл. К.Смородина, 1992), Пылает осень (сл. И.Калинкина, 1996), Деревенский ноктюрн (сл. народные, 1996), Калина-малина (сл. народные, в записи А.С.Пушкина, 1998), Ков валдо (Лунный свет, сл. Ч.Журавлева, 2001), Удмуртская песня (сл. народные, 2002), Осень (сл. Ф.Тютчева, 2004); обр. нар.песен − Кува чуди Дунай-речкась? (Где течет Дунай-речка? 1969), Три марийские свадебные песни (1995), Как во месяце (1999);

произведения для женского хора а саррellа: цикл Город в тумане (сл. Л.Аранович, 2004); Ой ты, дождь (сл. И.Грудева, 1984), Шумбрачи, Мордовиям, шумбрат! (Здравствуй, Мордовия, здравствуй! сл. А.Мартынова, 1985), Сёксень моро (Осенняя песня, сл. Р.Кемайкиной, 1986), Рослый парень (сл. М.Терентьевой, 1988), Вирь удало (За лесом, сл. М.Моторкина, 1989), Шачема край (Родимый край, сл. С.Кинякина, 1993), Каргонь ки (Млечный путь, сл. М.Кемаль, 1996), Звездочки (сл. П.Вегина, 2001), Вокализ памяти А.Николаева (2003); обр. нар.песен − Никаноронь Катянясь (Никанорова Катюша, 1964), Как во поле пташка (1968), Микитань Куля (Никитина Акулина, 1969), Морасынек галопонь (Галоп-песню мы споем, 1971), Од цера, Косо, косо? (Молодой парень, Где, где? 1993), Пять русских народных песен (1995), Не велят Маше за реченьку ходить, Под горою диво (1997);

произведения для мужского хора a cappella: Туян, тядякай (Уйду, матушка, сл. народные, 2003);

произведения для голоса с сопровождением:

вокальные циклы: Песни родного края (сл. П.Гайни, А.Эскина и народные, 1963), Из мордовской народной поэзии. Тетрадь 1. Тетрадь 2 (сл. народные, 1970, 1979), Осеннее (сл. Л.Талалаевского, 1983); 

романсы: Ландыш (сл. Л.Кондырева, 1969), Дума (сл. Э.Симдяновой, 1969), Осень (сл. Е.Евтушенко, 1973), Письмо (сл. Б.Соколова, 1973), Мон тонь учинь (Я тебя ждала, сл. Р.Кемайкиной, 1983), Два отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» (1998); 

песни: Колыбельная (сл. В.Юшкина, 1962), Клены (сл. В.Родина, 1963), Ой, ты, роза моя (сл. Е.Винокурова, 1972), На рассвете (сл. Б.Соколова, 1972), А я снова про Волгу (сл. Б.Соколова, 1973), Весенняя песня (сл. П.Гайни, 1973), Цвети лёмзёр (Цветущая черемуха, сл. И.Калинкина, 1973), Кемема (Надежда, сл. И Калинкина, 1974), Ночь прошла (сл. П.Кириллова, 1974), Народ-победитель (сл. Л.Мартынова, 1974), Саранскоем (Мой Саранск, сл. А.Мартынова, 1974), Шумбрат (Здравствуй, сл. Я.Пинясова, 1976), Земляника (сл. В.Юдиной, 1976), Вечерняя песня (сл. Л.Талалаевского, 1976), Северо-западная окраина (сл. Л.Талалаевского, 1976), Романтика сильных (сл. Л.Талалаевского, 1976), Центролит (сл. Л.Талалаевского, 1977), Семилей (сл. А.Щеглова, 1977), Красные всадники (сл. Л.Талалаевского, 1977), Школьный звонок (сл. Л.Талалаевского, 1977), Лей берёкка, вирьчирева (Берегом речки, опушкой леса, сл. Н.Эркая, 1977), Якань, якань, ялганякай (Ходила, ходила подруженька, сл. народные, 1980), Идут белые снеги... (сл. Е.Евтушенко, 1981), Здравствуй, город (сл. Л.Талалаевского, 1984), Девичьи страдания (сл.Л.Талалаевского, 1984), Сэтьмечи (Тишина, сл. А.Доронина, 1985), Мордовия (сл. И.Калинкина, 1985), То не цвет черемух... (сл. А.Курочкина, 1987), Песня Марии (сл. В.Юшкина, 1988), Мамины сны (сл. И.Кашежевой, 1988), Лейне (Речка, сл. А.Петайкина, 1990), Не исчезай, моя деревня (сл. Ю.Попкова,1990), Вастома (Встреча, сл. М.Моторкина, 1991), Кизонь тейтерень моро (Летняя девичья песня, сл. С.Люлякиной, 1995); 

обработки народных песен: Лавсень моро (Колыбельная, 1964), Эх, хоть и шачень-удалань (Эх, уродилась-удалась, 1969), Вай, тетяй, кулан (Ох, батюшка, умру, 1973), Три русские народные песни (1995), Лавсень моро (Колыбельная, напев народный, сл. Н.Мокшина, 1997), Роза в долине (1998); 

произведения для вокальных ансамблей: Переглядушки (сл. Б.Кежуна, 1964), Пылали военные годы (сл. В.Мощанского, 1965), Девичья (сл. С.Фетисова, 1969); Тиринь веле (Родное село, сл. Н.Мокшина, 1998).

 Нотные издания:

1) Детские пьесы композиторов Мордовии / сост. Л.А.Кубытева.- М., 1987.

2) Песни Мордовии / ред. и сост. Н.И.Бояркин. - Саранск, 1987.

3) Школьные годы чудесные. Песни композиторов Мордовии / сост. и муз. ред. Г.И.Сураев-Королев.- Саранск, 1988.

4) С песней по жизни / сост. и муз. ред. Г.И.Сураев-Королев.- Саранск, 1989.

5) Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов: учеб. матер. для студ. педаг. фак./ сост. и метод. замеч. И.С.Кобозевой; ред. Л.Б.Бояркиной. Ч.1.- Саранск, 1989.

6) Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов: учеб. матер. для студ. педаг. фак./ сост. и метод. замеч. И.С.Кобозевой; ред. Л.Б.Бояркиной. Ч.2.- Саранск, 1990.

7) Сборник произведений мордовской музыки для баяна / сост.А.П.Путушкин, Н.В.Каледкина. - Саранск, 1993.

8) Одинокова Т.И. Мордовская музыка в начальной школе. - Саранск, 1994.

9) Фортепианная музыка композиторов Мордовии: учеб.-метод.пособие / сост. Т.Н.Гулая, С.А.Исаева.Ч.1.- Саранск, 2000.

10) Моронь пусмо (Песенный букет): сборник. - Саранск, 2000.

11) Фортепианные пьесы композиторов Мордовии: педагогический репертуар / сост.Т.Н.Гулая, С.А.Исаева. - Саранск, 2001.

12) Фортепианная музыка композиторов Мордовии: произведения крупной формы: педагогический репертуар / сост.Т.Н.Гулая, С.А.Исаева. - Саранск, 2001.

13) Произведения композиторов Мордовии для фортепиано: педагогический репертуар / сост. Т.Н.Гулая, С.А.Исаева.- Саранск, 2003.

14) Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе: Хрестоматия к программе по музыке. - Саранск, 2004.

15) Девичий венок: музыка композиторов Мордовии для женского хора без сопровождения / сост., ред. и автор вст.ст. С.С.Молина. - Саранск, 2004.

16) Полифонические произведения композиторов Мордовии для фортепиано: педагогический репертуар / сост. Т.Н.Гулая, С.А.Исаева. – Саранск, 2007.

17) Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: обработки народных песен для хора Г.Г.Вдовина: учеб.-метод. пособие. Вып. 3 / сост. Н.П.Трегулова.– Саранск, 2008.

 

Литература:

1.Бояркин Н.И. Народное в вокальном творчестве Г. Вдовина // Фольклор в творчестве мордовских писателей и композиторов. – Саранск, 1987. 

2.Бояркин Н. Проблема стиля в творчестве Г.Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.ст. и материалов. - Саранск, 2006.

3.Бояркин Н.И., Бояркина Л.Б. Профессиональная музыкальная культура // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск, 2004. 

4.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энц.справ. / Л.Б.Бояркина. – Саранск, 2006.

5.Вдовин Гавриил Григорьевич // Советские композиторы и музыковеды / сост. Л.Григорьев и др. – Ч.1. – М., 1978. 

6.Вдовин Гавриил Григорьевич // Союз композиторов Республики Мордовия /авт-сост. Галкина И.А. – 3-е изд., испр. и доп. – Саранск, 2007.

7.Воронина Н. Саранский хронотоп Гавриила Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.ст. и материалов. - Саранск, 2006.

8.Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сборник статей и материалов (к 65-летию композитора) / авт.-сост. и отв. ред. Н.М Ситникова. – Саранск, 2006.

9.Гулая Т.Н. Оперное либретто как феномен интертекстуальности: на материале оперы Г.Г.Вдовина «Пасынок судьбы»: дис.канд.культурологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/

10. Зайцева Е. Феномен модального мышления Вдовина //Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.ст. и материалов. - Саранск, 2006.

11.Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: обработки народных песен для хора Г.Г.Вдовина: учеб.-метод. пособие. Вып. 3 / сост. Н.П.Трегулова; под ред. Т.И.Одиноковой.[Ноты]. – Саранск, 2008.

12.Иконников А.А. На пленумах и съездах в Союзах композиторов. В Саранске // Музыка России / ред.-сост. Е.А.Грошева. – Вып.1. – М., 1976. 

13.Киласония Э.Н. Композиторский талант Гавриила Вдовина (к 75-летия со дня рождения) // Финно-угорский мир. - 2015. - № 4. - С.116-117.

14.Корев Ю. Российский мастер Гавриил Вдовин // Музыкальная академия. – 2000. – № 3. – С.38-39.

15.Мордовия, ХХ век: культурная элита: энц. справочник в 2-х ч. Ч.1. – Саранск, 2010. 

16.Ситникова Н.М. Вдовин Гавриил Григорьевич // История Мордовии в лицах: Биографический сборник. – Кн.2. – Саранск, 1997. 

17.Ситникова Н.М. Вдовин Гавриил Григорьевич // Мордовия: энциклопедия. В 2-х т. Т.1. – Саранск, 2003. 

18.Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории. –  Саранск, 2001.

19.Ситникова Н.М. Композитор Гавриил Вдовин // Народные певцы и композиторы Мордовии / сост. А.И. Макарова; под общ.ред. Я.М.Гиршмана. – Саранск, 1975. 

20.Ситникова Н.М. Музыка Мордовии: учебное пособие. – Саранск, 1994. 

21.[добавить]               

Наверх