Мордовия музыкальная
Бояркин Николай Иванович

           (род. 11.03.1947,

с. Киржеманы Чамзинского района РМ)

 

Член Союза композиторов (СК) России (1981), Заслуженный деятель искусств РФ (2008), Заслуженный работник культуры МАССР (1982), лауреат Государственных премий МАССР (1990; 2002), премий Главы РМ (2005; 2007), кандидат искусствоведения (1978), доцент  (1992), доктор искусствоведения (1996), профессор (1997), удостоен Диплома СК РФ «За большой вклад в развитие музыкальной культуры Отечества» (2002), награжден Почетным дипломом Российского авторского общества «За личный вклад в развитие системы интеллектуальной собственности в РФ» (2007), поощрен творческими стипендиями СК РФ (1990, 2002), стипендией РАН (1997–1999); «Профессор года» Мордовского госуниверситета (2009).

Окончил дирижерско-хоровое отделение Саранского музыкального училища им.Л.П.Кирюкова (1966),  Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г.Жиганова (1971), аспирантуру при НИИЯЛИЭ (1977), стажировался по симфоническому дирижированию в Уральской государственной консерватории (1971–1973). В 1971-72 - дирижер оркестра Дальневосточного военного округа, 1972-74 - преподаватель хоровых дисциплин, художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра Саранского музыкального училища, 1978-91 - заведующий сектором фольклора и искусств НИИЯЛИЭ, 1992 - 2012 - заведующий кафедрой народной музыки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва.

Н.И.Бояркин – основатель и руководитель научно-педагогической школы в области музыкальной финно-угристики (школа проводит теоретические и прикладные исследования в области полевого обследования фольклора, музыкальной археологии и этнографии, стилистики, взаимосвязей музыкальных традиций, их места и роли в развитии профессионального искусства, художественно-эстетического образования). Бояркин – автор более 350 научных и учебно-методических работ (в том числе, 12 монографий, учебных пособий), более 600 опубликованных нотаций произведений народной вокальной и инструментальной музыки (часть совместно с Л.Б.Бояркиной). Организатор и научный руководитель музыкально-фольклорных экспедиций (в том числе, международных) в Республике Мордовия, Республике Татарстан, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Новосибирской, Томской областях; составил 3-томную академическую антологию «Памятники мордовского народного музыкального искусства» (1981-88). Н.И.Бояркин внес вклад в изучение проблем традиционной мордовской вокальной и инструментальной музыки и ее взаимосвязей с культурой финно-угорских и славянских народов, профессиональной музыкальной культуры РМ; открыл новое направление в финно-угристике – музыкальная археология. Научные труды опубликованы в России, Белоруссии, Венгрии, Грузии, Финляндии, Эстонии; по линии РАН, СК РФ, ЮНЕСКО выступал с научными докладами и лекциями в Германии, Бельгии, Франции, Голландии, Швейцарии, Финляндии.

Дирижерская деятельность Н.И.Бояркина получила известность в хоровом исполнительстве, под его управлением впервые исполнены: оратория Г.И.Сураева-Королёва «Последний суд» (1974, хор Саранского музыкального училища, оркестра Мордовского музыкального театра), сюита Д.М.Мелких «Мордовские песни» (1992), кантата Я.Сибелиуса «Lauluja sekãköörille» (2000), месса П.Вапаавуори и С.Куркки-Суонио «Runolaulumessu» (2007), сочинения мордовских, русских, татарских и финно-угорских композиторов, народные песни. Бояркин явился основателем и художественным руководителем Хора мордовской народной песни Мордовского государственного университета (организован в 1971 г.), Народно-хоровой капеллы Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва (1991). Выезжал с концертами в Москву, Санкт-Петербург, Таллин, Нижний Новгород и другие города. На основе изучения народно-певческих традиций и практического опыта им создана концепция мордовского народного хора и принципы подготовки специалистов.

Композиторское творчество Н.И.Бояркина органично связано с народным музыкальным искусством и духовными традициями финно-угорских народов. Он автор более 150 сочинений в жанрах хоровой и камерно-инструментальной музыки, обработок для хора, солистов мордовских, карельских, удмуртских, финских и русских народных песен, зачинатель мордовской духовной хоровой музыки (Pazmoro – Ryhmä: Laulaa Hengellisiä Lauluja ersän ja mokshan kielellä / Johtaja N. Bojarkin. Ryttylä – Finland, 1996). Особое значение в музыке Бояркина придается интонационной выразительности живой мордовской речи, определяющей особенности мелодического и тембрового своеобразия.

Известность получила музыкально-общественная деятельность Бояркина: в 1975-81 гг. – секретарь Объединения композиторов МАССР, с 1995 – член Совета и диссертационного совета МГУ им. Н.П.Огарева, научно-редакционного Совета энциклопедии «Мордовия», международного научного журнала «Финно-угорский мир», 1989 – член Президиума Международного Фонда возрождения финно-угорских народов, 2001 – председатель комиссии по музыкальному фольклору Союза краеведов Мордовии и др.

На труды, исполнительскую и общественную деятельность Бояркина опубликованы отзывы в РФ, Эстонии, Финляндии, Германии, Англии, Венгрии и других странах.

 

Бояркина Л.Б. Бояркин Николай Иванович // Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С.35–36.

   

Сочинения Н.И.Бояркина

 

Произведения для хора и солистов
Адядо, ялгат, вирев-укшторов (Пойдемте, подруги, в кленовый лес). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1975).
Вай, дали, дали. Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1975).
Вай, морясь (Ой, море). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986). 
Вай, моря (Ой, море). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1980).
Вай, оля, оля (Ой, свобода, свобода). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986).
Вай, телине (Ой, зимушка). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1976).
Валт, валт, пиземне (Лей, лей, дождичек). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986).
Веселаня, салуня (Веселая, бедовая). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986).
Вечер. Обр. норвежской нар. песни для женск. хора и скрипки (1996).
Вечкевикс мастором Россия (Россия − любимая земля), сл. П.Бардина. Для солиста, смешанного хора и ф-но. (1974).
Виянама (Весеннее закликание). Обр. мордов. нар. песни для голоса и ф-но (1979).
Встретиться хотел бы вновь с тобою. Обр. литовской нар. песни К.Кавяцкаса, перелож. для женск. хора и солистки Н.Бояркина (1996).
Гаройть Маряц (Герасимова Марья). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986).
Детская потешка. Обр. мордов. нар. песни для голоса без сопровожд. (1986). 
Ёжов варака (Хитрый ворон). Обр. мордов. нар. песни для голоса и ф-но (1981). 
Ёру. Обр. мордов. нар. песни для женск. хора и ф-но (1986).
Иень шкат (Времена года). Вокально-танцевальная сюита для женск. хора, солистки, ансамбля нар. инструментов, сл. И.Калинкина (1986).
Каляда (Колядка), сл. народные. Для смешан. хора без сопровож. (1980). 
Кельгома Родина (Любимая Родина). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора и ф-но (1985).
Кизоняньке сашендыхть (Летушко к нам приходит). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986).
Ков пурнат, мазы тейтерь (Куда собираешься, красивая девушка). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора. (1986).
Колыбельная. Обр. мордов. нар. песни для голоса без сопровожд. (1986). 
Колыбельная. Сл. О.Панкова. Для детей младшего школьного возраста и ф-но (1988).
Корхтань сокол (Говорил сокол). Обр. мордов. нар. песни для смешан. хора без сопровожд. (1973).
Лецнема (Воспоминание), сл. П.Бардина. Для смешан. хора без сопровожд.
Лушакань прясо сэреди (У Лукерьи голова болит). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986).
Масторавась лужакадсь (Земля запричитала). Обр. мордов. нар. песни без сопровожд. (1986).
Маштыть, авакай, трямом–ваномом (Сумела, матушка, вырастить – воспитать меня). Обр. мордов. нар. песни для голоса и ф-но (1983).
Монь апаро уряжем (Злая сношенька моя). Обр. мордов. нар. песни для голоса и ф-но, пер. на русск. яз. А.Пудина (1983).
Морак, монь гармошкам (Пой, моя гармонь). Обр. мордов. нар. песни для солисток, женск. хора и ф-но (1994).
Моро Саранскойде (Песня о Саранске), сл. А.Доронина. Для солиста, женск. хора и ф-но (1976).
Наян одирьва (Разборчивая невеста). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1987).
Нюряфнема мора (Колыбельная), сл. З.Дорофеева. Мелодия народная. Обр. для солистки, женск. хора без сопровожд. (1977).
Одонь сееде моро (Молодежные припевки), сл. народные. Для солистки, смешан. хора и ф-но (1986).
Ой, ты красная девица, сл. и мел. Г.Антоновой. Обр. для женск. хора без сопровожд. (1986).
Пандозе (Моя горка). Обр. мордов. нар. песни для голоса с ф-но, пер. на русск. яз. А.Пудина (1987).
Песни борьбы и печали: Хоровой цикл на стихи неизвестных русских рабочих.
Позяра (Весеннее корильное закликание). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора, солистки и ф-но (1994).
Птицы в пироге, сл. С.Маршака. Для детей млад. школьного возраста и ф-но (1988).
Поэма о солдате, сл. С.Орлова. Для голоса с ф-но (1982).
Раматано, раматано (Купим, купим). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора (1986).
Родинам (Родина моя), сл. А.Мартынова, пер. на русск. яз. А.Пудина. Для голоса и ф-но (1987).
Роман Аксясь (Романова Аксинья). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986).
Свадьбань мора (Свадебная песня). Обр. мордов. нар. песни для солистов, женск. хора без сопровожд. (1986).
Селёка (Селезень). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1986).
Сенькань Микитань Ульянац (Сенькина Ульяна Никитична). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора и солистки без сопровожд. (1986)
Срхкада, кудат, срхкада (Собирайтесь, сваты, собирайтесь). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора, солистки и ф-но (1986).
Сельметь конить (Глазки закрой), сл. П.Бардина. Для голоса и ф-но  (1979).
Тейтерень сэредема (Девичья болезнь). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1988).
Тейтерень пейкшнема морот (Шуточные девичьи припевки). сл. П.Бардина. Для солисток, женск. хора и ф-но (1985).
Телень чокшне (Зимний вечер). Муз. А.Яковлева, слова А.Пушкина, пер. на эрзя-мордов. язык П.Гайни. Перелож. для смешанного хора a cappella Н.Бояркина (1999).
Три русские песни в обработке для мужского хора (2000).
Тундонь вастома (Встреча весны). Вокально-танцевальная сюита. Сл. И.Калинкина (1989).
Туян, тядяняй (Уйду, матушка). Обр. мордов. нар. песни для солиста и ф-но (1981).
Торонь кандысь (Дружка). Обр. мордов. нар. песни для смешан.хора и ф-но (1996).
Уцяскав од пора (Счастливая молодость), сл. П.Бардина. Для смешан. хора и ф-но (1987).
Чачома мастор (Родной край). Хоровой цикл на сл. А. Мартынова (1987).
Шалтай-Болтай, сл. С.Маршака. Для детей млад. школьного возраста с ф-но (1988).
Шумбраняста эряда (В добром здравии живите). Обр. мордов. нар. песни для женск. хора без сопровожд. (1997).
Эрзянские припевки, сл. народные. Для солистки, смешан. хора ф-но (баяна) (1987).

 

 Духовная музыка
Бути тонь читнень вельтинзе сув. – Jos sinun päiväsi ovat synkät (Если твои дни покрыла мгла). Сл. Н.Бояркина.
Тонеть, Кристос, монь озноман. – Sinua, Kristus, rukoilen (Тебе, Христос, моя молитва). Сл. Н.Бояркина. 
Ине Паз. – Suuri Jumala (Великий Бог). Сл. Н.Бояркина.
Пазонь вельмема. – Jumalan ylösnousemus (Воскрешение Бога). Сл. Н.Бояркина.
Симеононь он. – Simeonin uni (Сон Симеона). Сл. А.Пудина.
Менелень Азоронть шнадо. – Ylistäkää Taivaan Herraa (Славьте небесного Отца). Сл. Н.Бояркина. 
Кайги вал. – Kaikuva sana (Звучащее слово). Сл. А.Пудина.
Ознодо уцяскань чистэ. − Rukoilkaa onnenpäivinä (Молитесь в дни счастья). Сл. Н.Бояркина.
Озксморо. – Rukous (Молитва). Сл. народные. 
Ванан мон Пазонь мастор лангс. – Katselen Jumalani maailmaa (Смотрю на Божественный мир). Сл. Н.Бояркина.
Пазонь валдодо моран. – Laulan Jumalan valosta (О Божьем свете пою). Сл. Н.Бояркина.
Менелесь панжовсь тонь вельксэ. – Taivas avautui yllasi (Heбо открылось над тобой). Сл. Н.Бояркина. 
Кирвастян штатол. – Sytytän kynttilän (Зажгу свечу). Сл. А.Арапова.
Ванстомак, Ине Паз. – Varjele minua, Suuri Jumala (Храни меня, Великий Бог). Сл. Н.Бояркина. 
Голгофань кива. – Golgatan tie (Путь на Голгофу). Сл. Н.Бояркина. 
Аллилуя. – Halleluja (Аллилуйя). Сл. Н.Бояркина.
Иисус идимим. – Maksettu on (Иисус спас меня). Сл. А.Каскинен. Муз. П.Симойоки. Пер. с финск. на эрзя-мордов. язык. Р.Пююккö, сл. Н.Бояркина. Аранж. Н.Бояркина.
Роштувань ве. – Jouluyö, juhlayö (Рождественская ночь). Сл. Ю.Мохра, муз. Ф.Грубера. Пер. с нем. на мокша-мордов. язык А.Сурво и В.Микижа. Аранж. Н.Бояркина. 

10 композиций для ансамбля «Пазморо».

Сл. и мелодии М.Вуоланне. Пер.с финск. на эрзя-мордов. язык Р.Пююккö, Н.Бояркина. Обработка и аранжировка Н.Бояркина. (1994).

1. Ääreton avaruus. – Тонавтомак, Ине Паз (Научи меня, Господь).

2. Jolloi voimasi riitä. − Бути виеть а саты (Если сил у тебя не хватит).

3. Elämäs tilaisuus. − Эрьгодькш церань велявтома (Возвращение блудного сына).

4. Kaikkien kaver. – Надияма (Надежда). Мокша-мордов. текст В.Лобанова.

5. Niin hän se on. – Пазонь вечкема (Любовь Господа).

6. Oi, miten valtavan kaunis. – Вешема (Мольба).

7. Oi, saavu, Jeesus. – Вай, сак, Иисус (О, приди, Иисус).

8. Sanaa viemään. – Иисус – минек Азор (Иисус – наш Бог).

9. Teille on syntynyt vapahtaija. – Тыненк Азорось чачсь (Для вас родился

Господь).

10. Valtava Jeesus. – Иисусонь валдо (Свет Иисуса).

Литургия. Эрзян.текст Н.Бояркина. Для хора, солистов и инструмент. ансамбля.

 

Аранжировки произведений финских композиторов для хора и инструментального ансамбля

Перевод с финск. на эрзя-мордов. яз. Р.Пююккö, Н.Бояркина (1995).

Olet valveilla. – Тон а удат (Ты бодрствуешь). Муз. П.Симойоки, Сл. А.Каскинен.

Pidä minusta Kiinni. – Тонь васоло варштнинь (Далеко Тебя я искал). Муз. Я.Лёйттю. Эрзян. текст Н.Бояркина.

Toistemme eesta rukoilemme. – Азоронь валдо (Свет Господа). Сл. М.Колехмайнена, муз. X.Яханссона (1995).

Vuorilaulu. – Пандонь моро (Песня гор). Муз. Ю.Леппилампи.

Kosketa minna. − Оймесэть Тонь (Духом Твоим). Муз. И.Куусисто. Сл. А.Райттила.

Psalmi. − Псалма (Псалм). Сл. и мелодия С.Уймонена.

 

Аранжировки произведений финских композиторов для женского хора с фортепиано

Муз. П Симойоки. Пер. с финск. на эрзя-мордов. яз. Т.Ярва, Н.Бояркина (1997).

Hän ei ole enää täällä. − Сон тесэ арась (Его здесь нет). 

Täynnä rohkeutta. – Виевентень валдо ки (Смелому светлую дорогу).

Varjosta maan. – Чоподасто валдос (От тьмы к свету).

Kehtolaulu. − Лавсь моро (Колыбельная песня). Обр. Ю.Толонена (1996).

 

Фортепианная музыка

Ютазде лецтнемат (Воспоминания о прошлом): 20 детских пьес для фортепиано (1989).

Четыре пьесы для фортепиано (1990).

Три фортепианные пьесы для детей младшего возраста.

Пьесы для балалайки.

Танцевально-пантомимная сюита «Тавлинские игрушки»: по мотивам деревянной скульптуры мастеров Подлесной Тавлы. Пьесы для баяна (1985).

Музыкально-хореографическая композиция «Танец с колокольчиками» (1987). 

 

Инструментальные ансамбли

Пьесы для скрипки и фортепиано.

Пьесы для кларнета («В») и фортепиано.

Пьесы для кларнета («В») и фортепиано: Ёвксто саевксть (Из сказок). Сюита в 4-х частях (1990).

Пьесы для кларнета («В») и фортепиано: Сельская кузница.

Пьесы для кларнета («В») и фортепиано: Летний вечер на Каме. Обр.

мелодии традиц. песни мордвы-каратаев (1991).

Пьесы для флейты и кларнета («В») (1983).

Пьесы для 2-х кларнетов («В») (1989).

Пьесы для 2-х скрипок (1989).

 

Из списка научных и учебно-методических работ Н.И.Бояркина


•Аутентичный и вторичный фольклор: вопросы теории и практики / Н.И.Бояркин // Фольклор и современная духовная культура финно-угров: матер.науч.симп.-ма. – Саранск, 1993. – С.26-36.
•«Громкий голос настоящего…»: (О современной удмуртской музыкальной фольклористике) / Н.И.Бояркин // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях: сб. науч. тр. – Ижевск, 2002. – С. 298-305.
•Двадцать пьес для фортепиано / Н.Бояркин // Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов: учеб. материалы для студентов пед. фак. Ч.1 / сост. и метод.замечания И.С.Кобозевой; ред. Л.Б.Бояркина. – Саранск, 1989. – С.9-24.
•Двух-, трехголосная бурдонная полифония в вокальной и инструментальной музыке мордвы / Н.И.Бояркин // Вопросы народного многоголосия: матер.конф.– Тбилиси, 1985. – 18-21.
•Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: Мордовские народные песни в обработке Н.И.Бояркина: учеб.-метод. пособие. Вып. 1 / сост. С.В.Колесникова; под ред. Л.Б.Бояркиной. – Саранск, 2002. – 80 с.
•Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета: Мордовский народный мелос в сочинениях Н.И.Бояркина: учеб.-метод. пособие. Вып. 2./ сост. Л.В.Кинякина. – Саранск, 2004. – 112 с.
•Инструментальная музыка мокша-мордовского календарного праздника «Кштимань куд» / Н.И.Бояркин // Семейные обряды мордвы: Тр. МНИИЯЛИЭ. Вып.76. – Саранск, 1984. – С.77-87.
•Инструменты и инструментальная музыка мордовской свадьбы / Н.И.Бояркин // Музыка в свадеб¬ном обряде финно-угров и соседних народов / отв.ред. И.Рюйтел. – Таллин, 1986. – С. 39-47.
•Исторические корни мокша-мордовской народной музыки / Н.И.Бояркин // Памятники мордовского народного музыкального искусства. Т.1: Мокшанские приуроченные песни и плачи междуречья Мокши и Инсара / сост., звукозап., нот. транскрипции, вступ. ст., коммент. Н.И.Бояркина. – Саранск, 1981.  
•К вопросу о роли вокальной и инструментальной музыки в мордовских обрядах и ее жанровой специфике / Н.И.Бояркин  // Вопросы мордовского фольклора: Тр. МНИИЯЛИЭ. Вып. 56. – Саранск, 1977. – С.76-103.
•К вопросу о традиционной мордовской скрипичной музыке / Н.И.Бояркин // Фольклор в творчестве мордовских писателей и композиторов: Тр. МНИИЯЛИЭ. Вып. 86. – Саранск, 1986. – С.55-71.
•К духовному совершенству: Народный театр Мордовского госуниверситета / Н.И.Бояркин // Вестник Мордовского университета. – 1990. – № 1. – С.61-62.
•К проблеме взаимосвязей марийской и мордовской традиционной инструментальной музыки / Н.И.Бояркин  // Вопросы марийского фольклора и искусства: традиционное и современное в музыке народов Поволжья: Тр. МНИИ. Вып.6. / отв.ред. А.К.Яшмолкин. – Йошкар-Ола, 1988. – С. 59-68. 
•Леонтий Петрович Кирюков (Очерк жизни и творчества) / Н.И.Бояркин // Просветители и педагоги Мордовского края: сборник / сост. М.Т.Бибин, Е.Г.Осовский. – Саранск, 1986. – С.138-147.
•Мокшанские неприуроченные долгие песни междуречья Мокши и Инсара / Н.И.Бояркин // Памятники мордовского народного музыкального искусства: Мокшанские неприуроченные долгие песни междуречья Мокши и Инсара. Т.2. – Саранск, 1984.
•Мордовская инструментальная сигнальная музыка / Н.И.Бояркин // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров: сб.статей / сост. и ред. И.Рюйтел. – Таллин, 1986. – С. 39-60.
•Мордовская народная музыка: многоголосные инструментальные традиции: учеб. пособие. Ч.1 / Н.И.Бояркин. Саранск, 2004. – 140 с.
•Мордовская народная музыка: многоголосные инструментальные традиции: Музыкальная хрестоматия. Ч.2 / Н.И.Бояркин. Саранск, 2006. – 136 с.
•Мордовские инструментальные наигрыши на орнитоморфную тему / Н.И.Бояркин // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: вопросы теории и истории: сборник. – Казань, 1989. – С.49-62.
•Мордовские народные музыкальные инструменты в материалах М.Е.Евсевьева // Н.И.Бояркин // Научное наследие М.Е.Евсеьвева и современность: межвуз.сб.науч.тр. – Саранск, 1992. – С.96-101.
•Мордовские народные песни / Н.И.Бояркин // Фольклор и фольклоризм: традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сб.науч.тр. Вып.2. – Л., 1989. – С. 264.
•Мордовский музыкальный фольклор / Н.И.Бояркин // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров: сб. статей / сост и ред. И.Рюйтел. – Таллин, 1986. – С.338-339.
•Мордовский фольклорный ансамбль / Н.И.Бояркин // Учеб.-метод. матер. по спец. «Дирижирование народным хором». – Саранск, 1999.  – С. 93-104.
•Мордовское народное музыкальное искусство / Н.И.Бояркин. – Саранск, 1983. –  184 с.
•Музыкальная мекка Поволжья / Н.И.Бояркин // Саранск-Казань: узы дружбы (1000-летию Казани посвящается): книга-альбом. – Саранск, 2005. – С.115-121.
•Музыкальная культура: наболевшие вопросы / Н.И.Бояркин // Мордовский народ: что нас волнует. – Саранск, 1991. – С. 167-184.
•Музыкальное искусство / Н.И.Бояркин, Л.Б.Бояркина // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / редкол.: Н.П.Макаркин (гл. ред.); сост. С.С.Маркова. – Саранск, 2004. – С.713-759.
•Музыкальное искусство / Н.И.Бояркин // Мордовское устное народное творчество: учеб. пособие. – Саранск, 1987. – С. 270-275.
•Музыкально-стелевые особенности мокша-мордовских похоронных плачей / Н.И.Бояркин // Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.7, ч.2: Мокшанские причитания. – Саранск, 1979. – С.317–342.
•Музыкальные традиции финно-угорских народов / Н.И.Бояркин // Музыкальная академия. – 2004. – № 2. – С. 95-98.
•Музыкознание Волго-Уралья: о некоторых современных направлениях и проблематике исследований / Л.Б.Бояркина, Н.И.Бояркин // Музыка композиторов Поволжья и Приуралья: наука, творчество, образование: матер. науч.-практ. конф. – Саранск, 2005. – С. 3-22.
•Музыку создает народ / Н.И.Бояркин //Дружбой сильны: сборник. – Саранск, 1985. – С.185-192.
•Народное музыкальное искусство / Н.И.Бояркин // Мордва: историко-этногр.очерки. – Саранск, 1981. – С.264-273.
•Народное музыкальное творчество / Н.И.Бояркин, Л.Б.Бояркина // Учеб.-метод. матер. по спец. «Дирижирование народным хором». – Саранск, 1999. – С. 24-70.
•Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / Н.И.Бояркин // Мордовское устное народное творчество: учеб. пособие. – Саранск, 1987. – С. 276-281.
•Народный мелос в творчестве Гавриила Вдовина / Н.И.Бояркин // Фольклор в творчестве мордовских писателей и композиторов: Тр. МНИИЯЛИЭ. Вып. 86.  / сост. и отв. ред. Н.И.Бояркин. – Саранск, 1986. – С.147-172.
О концептуальных вопросах интеграции музыкального образования / Н.И.Бояркин // Интеграция образования. – 1998. – № 2. – С.45-50.
•О концептуальных принципах подготовки руководителей народно-певческих коллективов (проблемы и задачи) / Н.И.Бояркин // Учеб.-метод. матер. по спец. «Дирижирование народным хором». – Саранск, 1999. – С. 6-16.
•О некоторых аспектах взаимосвязей марийской, мордовской и чувашской народной инструментальной музыки / Н.И.Бояркин // Чувашская республика на рубеже тысячелетий: история, экономика, культура: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2000. – С. 289-291.
•О некоторых аспектах современного изучения традиционной культуры народов Волго-Уральского региона / Н.И.Бояркин // Открытые культуры: матер. науч. конф. – Ульяновск, 2002. – С. 28-29.
•О некоторых принципах изучения музыкальных инструментов из археологических памятников волжских финнов / Н.И.Бояркин // Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики: матер. науч. семинара. – Астрахань, 1989. – С.28-33.
•Об общности традиционной инструментальной музыки марийцев, мордвы и чувашей / Н.И.Бояркин // Чувашское искусство: вопросы теории и истории: Межнациональное пространство художественной культуры. Вып.5. – Чебоксары, 2003. – С.249-260.
•Об устно-поэтических и фольклорно-музыкальных истоках мордовского народного эпоса / Н.И.Бояркин, Л.С.Кавтаськин // Вопросы финно-угорского фольклора. Тр. МНИИЯЛИЭ. Вып.50. – Саранск, 1974. – С.168–194.
•От редактора / Н.И.Бояркин // Бражник Л.В. Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио: учеб. пособие. Ч.1. – Саранск, 1999. – С. 3.
•Памятники мордовского народного музыкального искусства: Эрзянские приуроченные песни и плачи Заволжья. Т.3 / сост., зап. поэт. текстов и пер., коммент. Н.И.Бояркина; звукозап., нот. транскрип., предислов. Н.И.Бояркина, Л.Б.Бояркиной; линг. выверка поэт. текстов П.Я.Бардина; под ред. Е.В.Гиппиуса. – Саранск, 1988. – 337 с. 
•Политембровый шум как компонент и код ритуала (на мордовском материале) / Н.И.Бояркин // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях: сб.науч.тр.– Ижевск, 2002. – С. 190-197.
•Проблемы стиля в творчестве Г.Вдовина; Народное в вокальном творчестве Г.Г.Вдовина; Народный мелос в творчестве Гавриила Вдовина / Н.И.Бояркин // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов (к 65-летию композитора) / авт.сост. и отв. ред. Н.М.Ситникова. – Саранск, 2006. – С. 12-15; 187-196;196-198.
•Профессиональное музыкальное искусство / Н.И.Бояркин // Мордва: историко-этногр.очерки. – Саранск, 1981. – С.273-280.
•Пять пьес на мордовские народные темы: учеб.-метод. матер., ноты / Н.И.Бояркин // Детские пьесы композиторов Мордовии / сост. Л. Кубытева. – М., 1987. – С. 25-27.
•Республика, университет, культура: Материалы круглого стола // Вестник Мордовского университета. – 1990. – № 2. – С.50-51.
•Слово об авторе / Н.И.Бояркин // Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). – Саранск, 2003. – С. 3-6.
•Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор)  / Н.И.Бояркин; ред.М.Н.Нигмедзянов. – Саранск, 1986. – 160 с.
•Стилевые особенности традиционной мордовской нюдийной музыки / Н.И.Бояркин // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: матер.межресп.науч.конф. – Казань, 1995. – С. 60-86.
•Стилевые типы мордовского народного многоголосия: органология, певческие формы / Н.И.Бояркин // Культура народов Мордовии: традиции и современность: матер. респ. науч.-практ. конф. – Саранск, 2003. – С.60-63.
•Стилистика мордовского инструментального многоголосия / Н.И.Бояркин // Музыкальная наука Среднего Поволжья: итоги и перспективы: матер. науч. конф. – Казань, 1999. – С. 69-93.
•Творчества вечно живая основа (Материалы круглого стола) // Советская музыка. –1985. – № 12.– С.44-45.
•Традиционный мордовский народный музыкальный инструмент нюди и нюдийная музыка / Н.И.Бояркин // Современное песенное искусство мордвы: Тр. МНИИЯЛИЭ. Вып.74. – Саранск, 1984. – С.111-144.
•Три пьесы: учеб.-метод. материалы, ноты / Н.И.Бояркин // Детские пьесы композиторов Мордовии / сост. Л. Кубытева. – М., 1987. – С. 27-31.
Феномен традиционного инструментального многоголосия / Н.И.Бояркин //Автореф. д-ра иск.-ния. – СПб., 1995.
•Хоровая практика / Н.И.Бояркин // Учеб.-метод. матер. по спец. «Дирижирование народным хором». – Саранск, 1999. – С. 148-151.
•Хоровое сольфеджирование. В 2-х ч.: Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки: учеб. пособие для вузов / Н.И.Бояркин. – Саранск, 1995. – 164 с.
•Хоровой класс / Н.И.Бояркин // Учеб.-метод. матер. по спец. «Дирижирование народным хором». – Саранск, 1999. – С. 121-131.
•Четыре пьесы / Н.Бояркин // Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов: учеб. матер. для студентов пед. фак. Ч.2 / сост. и метод.замечания И.С.Кобозевой; ред. Л.Б.Бояркина. – Саранск, 1990. – С. 5-12.
•Четыре пьесы / Н.И.Бояркин //Фортепианные пьесы композиторов Мордовии: пед. репертуар / сост. Т.Н.Гулая, С.А.Исаева; ред. Л.Б.Бояркина. – Саранск, 2001. – 17-26.

Литература:

1.Бояркин Николай Иванович: биограф. справ. // серия «Ученые Мордовского госуниверситета». – Саранск, 2001.

2.Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск, 2011.

3.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справочник. – Саранск, 2006.

4.История Мордовии в лицах: биографический сборник. Кн. 2. – Саранск, 1997.

5.Кинякина Л.В. Обработка мордовской народной песни для хора в творчестве Н.И.Бояркина // Регионология. - 2013.- № 4.

6.Мордовия,  ХХ век: культурная элита: энцикл. справ.: в 2-х ч. Ч.1 / ред.совет: В.А.Юрченков (пред.) [и др.]. – Саранск, 2010. 

7.Одинокова Т.И. Бояркин Николай Иванович. Грани творчества. -  Саранск, 2002.

8.Ситникова Н.М. Страницы музыкальной истории. – Саранск, 2001.

9.Союз композиторов Республики Мордовия: справочник. – Саранск, 2007.

10.Трегулова Н.П. Аранжировки и обработки народных песен Н.И.Бояркина // Музыка и жизнь [Электронный ресурс]

11.[дополнить]

 

Наверх