Мордовия музыкальная
Антонова Мария Николаевна

(род. 24.08.1926, с.Левжа,

ныне Рузаевского района РМ)

 

Заслуженная артистка МАССР (1957), РСФСР (1960), Народная артистка МАССР (1969), РСФСР (1980), Лауреат Государственных премий МАССР (1971), РМ (2002), награждена орденами «Знак почета» (1967), Дружбы народов (1986). Почетный гражданин РМ (2000). Имя Антоновой занесено в Книгу трудовой доблести и героизма МАССР.

Лауреат зонального смотра творческой молодежи (диплом 2-ой степени, г. Горький, 1957), Всесоюзного конкурса молодых исполнителей (диплом 1 степени, г. Москва, 1957), Международного конкурса по народному пению на Всемирном фестивале молодежи и студентов (диплом 1 степени, г. Москва, 1957).

Училась в Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова (1943 - 45).

Ранние музыкальные впечатления певицы связаны с матерью М.В.Антоновой (Волгутовой). Но Мария Николаевна считает, что голос унаследовала от отца, который был певчим в церковном хоре. В детстве Антонова пела в аутентичном сельском ансамбле, самодеятельном школьном хоре. На формирование творческой личности певицы значительное влияние оказала работа артисткой хора Мордовского республиканского театра оперы и балета (1945-48), одновременно – в Хоре Мордовского радио (худ. рук. Л.П.Кирюков), в Государственном ансамбле песни и танца МАССР «Умарина» (1948-55 – солистка). В 1955-93 Антонова – солистка Мордовской государственной филармонии.

Искусству Антоновой присуща органическая связь с певческими традициями мордвы. Мягкость, теплота тембра голоса сочетаются с ярким, динамически насыщенным звучанием. В исполнении Антоновой получили концертную жизнь многие традиционные народные песни: эпические – «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), «Сенькань Микитань Ульянац» («Сенькина Ульяна Никитична»), лирические – «Аннушка», «Гаройть Маряц» («Герасимова Марья») и др. Антонова – также исполнительница русских народных песен и песен народов Поволжья, сочинений композиторов Мордовии, России.

Творчество Антоновой представлено на грампластинках, во многих фильмах, в том числе, студии «Куйбышев-телефильм»: «Во поле березка» (по названию песни «Луганяса келунясь» из репертуара певицы), «Мне песню люди подарили».

По словам певицы, особое значение имело для нее наблюдать в концертах И.М.Яушева, с которым работала в филармонии: «Когда Яушев пел, он уводил слушателей в другой, прекрасный мир. Это я запомнила на всю жизнь и всегда пыталась, насколько возможно, повторить ту волшебную силу воздействия музыки на человека в своем творчестве» (Из интервью «В жизни надо уметь радоваться и радовать» // Известия Мордовии. 2005. 23 марта [Т. Терёшина]).

Сценический образ певицы запечатлен на художественном полотне Е.А.Ноздрина (1964), с 1996 – проводится республиканский Фестиваль-конкурс народной песни имени М.Н.Антоновой.

Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ.ред. Н.И.Бояркина. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. – С. 15-16.

 

Время не властно над певицей

 

«Когда выхожу на сцену, я забываю обо всем. У меня становится сладко на душе. Я чувствую, что еще нужна тем, для кого пела всю жизнь. А петь так хочется. И я буду петь, пока живу. Я и живу потому, что пою».

                                                                                       М.Н.Антонова

Мордовия подарила России довольно много самобытных певцов. Среди них выделяется голос Марии Николаевны Антоновой, истинно народной певицы, которая завоевала своим талантом многочисленного слушателя почти во всех уголках нашей родины, и, конечно, пленила широтой души и тонкостью понимания народной песни своих земляков.

… Каждая песня – жемчужина, в каждой певица находит такие откровения, которые позволяют не только выразить себя, свой талант, открыть свою душу, но и увлечь слушателя в свой мир, в духовную реальность Антоновой. «Народная песня, ее  за душу хватающие слова, научили меня всегда сознавать, о чем я пою, что я хочу выразить в песне и для кого пою».

Жизнь в искусстве началась для Марии Николаевны в своем родном селе Левжа Рузаевского района Мордовии. Голосистой, звонкой, активной, целеустремленной, жизнерадостной Марии бурно аплодировали уже с семи лет. А она пела о том, что было вокруг...
…Мария Николаевна вышла из самой гущи народа, застала старинный уклад жизни. Народные сказки и песни, танцы и костюмы, прекрасные изделия ремесел - все это ей памятно с детства, все по-настоящему родное и близкое. Школьная сцена в родном селе стала первой и привычной, потом пригласили в клуб - петь для земляков, а затем и первая поездка в Саранск (1943). С этого началась практически концертная жизнь - стремительно и головокружительно. Успех следовал за успехом.

Саратовскую консерваторию, куда вместе с другой талантливой молодежью республики направили Марию Антонову, ей закончить не удалось. Шла война, жизнь была трудная, а у матери, кроме нее, еще двое младших - братишка и сестренка. Настоящей школой профессионального мастерства считает певица Мордовский музыкально-драматический театр, где она несколько лет пела в хоровой студии.

Яркий звук, широкое дыхание, ясное слово - все эти слагаемые вокальной техники отшлифовались затем в государственном ансамбле "Умарина"...

Когда спрашиваешь Марию Николаевну, какой же из тысяч концертов самый памятный, она не задумываясь отвечает: "Тот, с которым выступала в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г."  И не только потому, что участие в фестивале принесло молодой певице и настоящий успех, и подлинное признание: оттуда, из Москвы, она привезла звание лауреата фестиваля и две золотые медали. Но и потому еще, что именно тогда, может быть, впервые ощутила она особую гордость за свое национальное искусство, поняла, как это ответственно,- быть посланцем своего народа. Был еще один "счастливый миг" учебы Антоновой - это школа-студия И.П.Яунзем в Москве, где певице удалось пройти стажировку в течение целого года.

Народная песня - бесконечная сама пo себе, раскрывалась естественно, в определенных границах, с исполнительским видением певицы. В ней и непосредственные впечатления в лирическом, либо в каком-то ином жанре, преломлялись сквозь красоту. Песня лилась и лилась, насыщаемая мощным тембром и самыми разнообразными нюансами. Лирические напевы отличались огромным диапазоном. Звук словно рождался из тишины, плавно неся тончайшие переливы голоса, создавая картинки настроений. Все это сменялось разудалыми, вихревыми песнями, где иные эмоциональные волны захватывали силой чувств. Так, в любимом творчестве рождалась народная певица, истинно народная, потому что иной цели у Антоновой не было и нет - служить народу духовной красотой.

О ней слагали стихи и песни. Посвящения чаще присылали из разных городов по почте. Она бережно хранит их, как дорогие реликвии. Я, собственно, вошла «в святую святых», не только прочитала их, но и попросила разрешения у певицы некоторые из них опубликовать.

Алексей Косов - военный корреспондент:

В Сибири, за синью бездонною,

В далеком Приморском краю,

Я слушал Марию Антонову,

Певицу - землячку свою!

Я слушал ее с наслаждением,

Искусство всем сердцем ценя:

Певицы чудесное пение

Всегда изумляло меня.

Я слышал, как шепчут влюбленные,

Как яблонька грезит в цвету,

Я вечером слушал Антонову,

А ночью - стоял на посту!

 

<...> Вл. Соловьев сказал, перефразируя Евангелие: «Люби все другие народы как свой собственный». Что касается интернациональности творчества Антоновой, то она вживалась в песенные культуры татарского, марийского и, конечно, русского народов, постигая, прежде всего, интонационный колорит песен народов России…Она всегда ощущает себя наследницей прошлого, тем самым осознавая свою ответственность перед будущим.

Народные песни не просто дорогие крупицы, на которых расцветал талант Антоновой. Певица одновременно сделала множество открытий в народной музыке и подарила их нам, слушателям.

Так, «Умарина» расцвела благодаря Антоновой, вдохновив художника В.А.Попкова на очень поэтичный портрет. Композитор Л.П.Кирюков специально для Марии Николаевны написал колыбельную «Тютю-балю», которая в ее исполнении приобрела удивительно красивые грани, став впоследствии одним из любимых произведений исполнительских коллективов. Г.И.Сураев-Королев обработал народную песню «Сур велесь», и она сегодня в Мордовии как народный шлягер. Композитор Г.Пономаренко создает для Антоновой две песни: «Не грусти, мокшанка» и «Хороша земля мордовская». А вспомните «Липу вековую» − русскую народную песню, казалось бы сотни раз слышанную и запетую. В исполнении Антоновой она приобретает неведомую и высокую красоту, чарует благородством, изысканной простотой.

Антонова не просто поет, она рассказывает глазами, позой, движением рук историю любви и страданий героев... И сколько же находит она неожиданных переходов, чтобы вышло на первое место именно содержание песни. И всегда думается: как же хорошо надо знать и чувствовать душу народа, чтобы так свободно ощущать себя в самой стихии народной песни, в ее пленительной атмосфере. Эта свобода актерского существования в мире народной песни и завораживает аудиторию.

И так всегда, что бы не включала в свой репертуар М.Н.Антонова.   

Открытость ее таланта, откровенность чувств, широта души, с одной стороны, а с другой - одаренность внутренним аристократизмом и интеллигентностью и помогали ей раскрывать особый мир музыки, «шлифовать» душевные побуждения слушателя, раскрывая в нем возможность восприятия самого возвышенного, благородного, что есть в жизни, в отношениях людей, в движении сердец. Только музыка должна быть музыкой. Поэтому художник ответственен не только за то, что он поет, но и как он это делает.

«Не хвастай, время, властью надо мной!», - восклицал Шекспир. Ход времени для Антоновой - это жизнь в искусстве - торжественная, радостная, так же как мучительная, смутная, порой мистическая и непостижимая, но всегда с надеждой и оптимизмом, потому что народное искусство не только красиво - оно вечно.

Воронина Н.И. Личность и время: метафизика музыки. - Саранск, 2010. - С. 211-217.

 

Литература:
1.Бояркина Л.Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энц. справ. / Л.Б.Бояркина. – Саранск, 2006.
2.Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры. – Саранск, 2005.
3.Кириченко Т. Истинно народная // Судьба моя – Мордовия. – Саранск, 1993.
4.Мордовия, ХХ век: культурная элита: энцикл. справ.: в 2-х ч. Ч.1 / редкол.: Т.М.Гусева, В.А.Юрченкова (отв.ред.) и др. – Саранск, 2010. – С. 30-31.

 

 

 

 

 

 

Наверх