Мордовия музыкальная
Эстрадные и эстрадно-джазовые исполнительские коллективы

 

Джазовые диалоги Биг-бэнда «Саранск»

 

<…> Способность джаза аккумулировать и синтезировать музыкальные элементы архитепически всеобщего и специфически этнического, открывает для него возможность развиваться на национально-культурной основе. Генезис джаза в Мордовии, появившегося в республике  в 50-е годы XX века, наглядное подтверждение вышесказанного.

В среде финно-угорских народов, проживающих на территории России, джазовое искусство наиболее полно представлено коллективами из столицы Мордовии. Не случайно, в последние годы Саранск небезосновательно называют в числе пяти джазовых столиц России. Интерес к джазу в республике неустанно растет, особенно в среде студенческой молодежи. Можно говорить о том, что в Саранске появилась настоящая «джазовая» аудитория слушателей. Но если столичная публика достаточно хорошо знакома с «живым» исполнением «джаз - коктейля» а-ля «Саранск», то в районах республики до последнего времени об этом можно было лишь мечтать.

В 2007 году восполнить существующий пробел стало возможным благода­ря необычному «музыкальному десанту». 10 марта в Рузаевке состоялось от­крытие масштабного гастрольного тура «Малые города Мордовии», который осуществляет Государственный джазовый оркестр республики Мордовия Биг-бенд «Саранск». Название оркестра - «Саранск» - и показательно, и символично. Оно ко многому обязывает коллектив, представляя собой своеобразный музыкально рекламный «шит» столицы Мордовии, орга­нично входя в духовные тексты Саранска и открывая возможность для плодотворного духовно-культурного диалога с другими этносами.

Парадоксально то, что оркестр известен намного больше за пре­делами республики, чем в мордовской глубинке. В составе первого в истории музыкальной культуры республики профессионального Биг-бенда лучшие джазовые музыканты Саранска. Среди них – Заслуженный артист Мордовии В.Паутов (бас-тромбон), П.Ламков (альт-саксафон), А.Князьков и С.Васильев (трубы), А.Белянушкин (тенор-саксафон), П.Сураев-Королёв (гита­ра), С.Гулый (к,-бас) и другие. Выступления оркестра в глубинке – это настоящий подарок для жителей районов Мордовии, причём не только для меломанов, знатоков и ценителей джаза, то есть не только для меньшинства. Возможность импровизировать музыкальными средс­твами любой взятой за основу темы или мелодии и «живое» исполнение без фонограммы делают джаз привлекательным для людей разных вкусо­вых предпочтений, разных национальностей и возрастов – от школьников до пенсионеров. С учётом этого обстоятельства составлена программа оркестра: в репертуаре коллек­тива присутствует и джазовая классика («старый добрый джаз») и оригинальные композиции, основанные на музыкаль­ном репертуаре советского времени. Сре­ди джазовой классики произведения Г.Мил­лера «Ночной трамвай», Дж.Гершвина «Летний 'день», Д.Бейкера «Саламанка» и многие другие.

Возглавляет Биг-бенд «король мордовского джаза» Александр Курин. Личность этого талантливого композитора, виртуозного исполнителя- экспериментатора уже сегодня обраста­ет легендами. Почвой для них являются мощная положительная энерге­тика и инициативность джазмена. Одна из таких легенд гласит, что музыка Курина понравилась самому Президенту России, который готов был откликнуться на просьбу джазмена в организации и проведении международного джазового фестиваля в Саранске.

Своеобразной точкой отсчёта существования Биг-бенда стал 1-ый международ­ный джазовый фестиваль «Вейсэ-jаzz» («Вместе-джаз»), проходивший 8-10 ноября 2002 года под патронатом Главы Республики Мордовия. С этого момента проведе­ние международных фестивалей джаза в Саранске стало ежегодной, доброй тра­дицией, а коллектив Александра Курина приобрёл известность не только в России, но и за её пределами.

Очередной V-ый фестиваль «Вейсэ-jazz» проходил 20-22 октября 2006 года. На фоне солидного представительства исполнителей из США, Голландии, Венг­рии, Финляндии и ряда городов России Биг-бенд «Саранск» смотрелся достойно и звучал по настоящему «оркестрово». Высшей зрительской оценкой выступления джазового оркестра явилось то, что зал стоя аплодировал коллективу из Саранска, а Александр Курин первым из мордовских джазменов был удостоен Премии Главы Республики.

…Слаженность игры, виртуозность исполнительской техники, желание выступать и, как результат, необыкновенно тёплый приём зрительного зала позволяют с оптимизмом смот­реть в недалёкое и более отдалённое будущее Биг-бенда «Саранск». С таким же успехом прошли выступления оркестра в Кемле, в Чамзинке, в посёлке «Комсо­мольский». Но, пожалуй, главным является то, что у коллектива есть огромный потенциал для дальнейшего творческого роста и совершенствования професси­онального мастерства. Республиканские власти помогли коллективу приобрести современное музыкальное оборудование и дорогостоящие инструменты, без ко­торых настоящее джазовое звучание было бы просто невозможным. Инструмен­тальное исполнительство Биг-бенда удачно дополняется вокальной группой кол­лектива, представленной Оксаной Глебовой и Заслуженным артистом Мордовии Сергеем Семёновым.

По словам А.Курина, новые перспективы для коллектива открывает сотрудни­чество с известным композитором Сергеем Терхановым, многогранное творчест­во которого представлено разными стилевыми направлениями, включая джазовое искусство и этнонациональную музыку. Расширение репертуарной программы за счёт выхода на этнонациональные традиции инструментального и вокального ис­полнительства – одна из приоритетных задач коллектива Биг-бенда на ближайшую перспективу. В этой связи, как отмечает директор оркестра Валерий Григорьев, коллективу предстоит воплотить в реальность этнофутуристический проект А.Ку­рина, который работает, в частности, над музыкальным материалом оригинальной этноаутентичной сюиты (аутентичный, от греческого «подлинный» – А.Е.). Сюита, как циклическое музыкальное произведение, состоящее из контрастных частей, открывает для композитора возможности синтезировать традиционные мордовские мелодии с современными ритмами и джазовой классикой, использо­вать древние наигрыши финно-угорских народов и народов Поволжья. Особый шарм и национальный колорит сюите придаст звучание подлинных народных инс­трументов: нюди, кальхциямат, дорама, пувама, кантеле и других. Подобная репер­туарная переориентация необходима коллективу, в частности, для осуществления масштабного музыкального проекта «Джазовое единство». В рамках названного проекта планируются поездки Биг-бенда «Саранск» в центры мордовской диаспо­ры, расположенные в Поволжье, на Урале, в Сибири. Своеобразной стартовой площадкой для этого вполне могут стать международный финно-угорский фести­валь в июле и очередной VI -ой международный джазовый фестиваль «Вейсэ-jazz» в октябре 2007 года.

Джаз – это не только желанный музыкальный диалог исполнителя и слушателя, это ещё ощущение внутренней свободы, новизны, гармонии, столь необходимое человеку. Возможность испытать подобное ощущение открывается перед каждым, кто захочет познакомиться с творчеством Биг-бенда «Саранск». Поэтому в разговоре об оркестре можно смело поставить многоточие…

Еремеев А.Д. Феникс-2007: науч.ежегодник каф.культурологии / гл.ред.Н.И.Воронина. – Саранск, 2007.– С.127-130.

 

Смотреть: Биг-бенд «Саранск» и  О. Глебова ( «My Baby Jast Cares for Me»).

 

Вокально-инструментальный ансамбль «Здравствуй, песня» (п/у В.Баркова-А.Греца) - участник многих престижных телевизионных программ, официальный участник VI и XIII Международного фестиваля «Авторадио» «Дискотека 80-х». Данный коллектив являет собой исключительно талантливых, творческих, высокопрофессиональных артистов, умеющих дарить зрителям самый настоящий Праздник!

Возрождение коллектива началось весной 2003 года. Один из музыкантов группы «Здравствуй, песня», гастролировавшей тогда в Советском Союзе, ныне Народный артист РМ, дважды Лауреат государственной премии, автор песни «В разлуке» (пластинка «Вокруг любви» 1981 г.), а так же автор популярной в СССР песни «Прощай, прощай моя любовь» композитор Валентин Барков, выступив в качестве продюсера новой группы ВИА «Здравствуй, песня», совместно с режиссёром эстрады Александром Греца, решили возродить незаслуженно подзабытое имя ранее популярного вокально-инструментального ансамбля.

Сейчас, блистая в полном творческом расцвете, ансамбль вновь имеет возможность представлять на большой эстраде легендарные песни российской и зарубежной публике. ВИА «Здравствуй, песня» нового тысячелетия объединил под крылом «Птицы счастья» истинно преданных ансамблю артистов:

Людмила Ганина – солистка ансамбля, Народная артистка, дважды Лауреат Государственной Премии, золотое сердце, украшение и гордость всего коллектива;

Андрей Алтаев – солист ансамбля;

Алиса Баркова – клавишные инструменты, соло-вокал;

Александр Токин – гитара, бас-гитара, вокал;

Игорь Бытко – саксофон, клавишные, вокал;

Александр Греца – конферансье и режиссёр ансамбля;

Евгений Крючков – звукорежиссёр ансамбля.

Уже нет ни одного региона где бы не выступал ВИА «Здравствуй, песня» п/у В.Баркова и А.Греца, включая крупнейшие концертно-спортивные комплексы страны и «Красную площадь» российской столицы.«Здравствуй, песня» нынешнего дня дает большое количество сольных концертов, выступает на телевидении, звучит в эфирах различных радиостанций, принимает участие в престижных сборных программах и мероприятиях высокого уровня по всей стране и за рубежом. В настоящее время ансамбль постоянно работает над выпуском новых очень красивых, ритмичных и мелодичных песен. Коллектив считает, что для роста и продвижения ансамбль не может основывать свое творчество только на «старом» багаже песен. Артисты уверенно продвигаются вперед и надеются, что зрители обязательно полюбят новые песни, они тоже станут шлягерами и будут прекрасным дополнением к уже имеющемуся звездному репертуару.

В свою очередь, своеобразным гимном из багажа прошлых лет, согревая сердца и души зрителей, до сих пор в концертах звучат золотые хиты: «Синий иней», «Птица счастья», «Не обещай», «Ты мне не снишься», «Просто уходило лето», «Слушай, теща», «Гадалка (Ну что сказать…)», «Ни минуты покоя» и многие другие всенародно любимые песни.

Из материалов официального сайта группы: http://www.zdravstvuy-pesnya.ru

 

Наверх