Неоромантизм в творчестве Гавриила Вдовина 
(Концерт для хора «Баллада о Ефрейторе и Деве белого плеса» на слова Т. Кибирова) 

 

...Темы неприятия художником окружающего его мира, невозможности достижения подлинного идеала и, вместе с тем, утверждения прекрасного, характерные для многих сочинений этого периода, таких как «Огненное кольцо» А.Тертеряна, «Мятежный мир поэта» и «Романсеро» Н.Сидельникова, Романтическая музыка «Анна Каренина» и «Поэтория» Р.Щедрина, «Смерть поэта» Н.Мартынова, идеально соответствуют романтическому мироощущению. Хоровой концерт «Баллада о Ефрейторе и Деве белого плеса» (1993) Г.Вдовина - пример неоромантизма в профессиональной музыке Мордовии.

Сюжет «Баллады» Тимура Кибирова (Кибиров Т. Баллада о ефрейторе и Деве белого плеса // Огонек. - 1991. - № 1 (3311). - С. 9), на чьи слова написан концерт, посвящен теме афганской войны (25 декабря 1979 года ограниченный контингент советских войск по приказу высшего руководства СССР вступил на территорию Афганистана, оказавшись вовлеченным в гражданский конфликт политических сил разных стран. По официальней статистике в этой необъявленной войне погибло 14 тысяч советских солдат, ранено 35 тысяч, многие пропали без вести или попали в плен...). Автор стихов рассказывает о группе возвращающихся со службы в Афганистане молодых солдат, пытающихся «заглушить» душевную боль вином. Одному из них, ефрейтору, в бреду, в пьяном угаре представляются не уродливые картины современности, а чистый и светлый женский образ - Дева белого плеса. Страшная непреодолимая пропасть между реальной действительностью и истинными духовными устремлениями человека становится причиной гибели ефрейтора.

Тимур Кибиров показывает афганскую войну как глубокую психологическую травму поколения... В поэтическом первоисточнике концерта типичные романтические мотивы усилены веяниями времени: «Баллада о ефрейторе...» отличается большой социальной активностью мысли поэта.

Для описания событий второй половины XX века (не глубокой старины, а современности) Т.Кибиров избирает жанр баллады, ...согласно традиционным законам жанра, - драматическое повествование с трагической развязкой в финале.

Выбор Вдовиным текста баллады Кибирова в качестве поэтической основы хорового концерта был достаточно смелым. Заметно отличаясь от коллег по поэтическому цеху, автор стихов берется за самые рискованные темы, ...поэтический язык шокирующе непривычен. Стихи Кибирова, ...откровенно и нарочито передают атмосферу бытового и приземленного, в них слышен язык улиц, вокзалов, рынков. Представить, что такие стихи можно петь, достаточно трудно, но творческая практика нередко опровергает сложившееся мнение.

В поэтическом повествовании большую роль играет противопоставление обыденного и идеального. Для показа контрастных миров поэт избирает разные поэтические стили: мир «тьмы этой гиблой в тумане густом» отражен жаргонным, почти бульварным языком...Символом «нетленной красоты», идеальной сущности мироздания в балладе становится Дева белого плеса в «златом сиянии»... 

Автор музыки Гавриил Вдовин в хоровом концерте в основном сохранил текст поэтического первоисточника, но сместил акценты с событийной повествовательности на показ внутреннего состояния героя, его напряженных душевных коллизий, что характерно для романтизма.

Тонко уловив поэтический стилистический контраст, композитор нaшел музыкальный эквивалент характеристики образов в виде жанрового противопоставления тематизма. Опираясь нa сложившуюся в музыке семантику, Гавриил Вдовин рельефно выделяет три жанpa-символа.

Солдатская песня-марш избрана для воплощения сферы реальности ... Марш - символ войны, символ жестокой воли, жизни но приказу. Тема марша Г.Вдовина обладает всем комплексом жанровых средств: поступательное движение, равномерный ритм, двухдольный метр, четкая квадратная структура, мужественные тембры басов:

Вторая сфера - ирреального - представлена хоральной темой.

Обращение к Деве белого плеса как к высшей духовной сущности, поэтические ассоциации с атрибутами храма позволяют воспринять этот музыкальный образ как этический идеал. Хоральную тему отличают возвышенный эмоциональный тон, текучесть и отрешенность звучания, ровный спокойный ритм, создающий ощущение статичности, неподвижности. Диатонические параллельные септаккорды, звучащие в исполнении всего хора, делают звуковое пространство полным и объемным... 

Повествовательное начало (неторопливый рассказ очевидца - «На четвертые сутки...») связано с жанром речитатива:

Использование разнообразных декламационных приемов передает непосредственную реакцию, неравнодушность «комментатора событий».

Из противопоставления и взаимодействия трех образов, представленных жанрами марша, хорала и речитатива, складывается музыкальная драматургия конфликтного типа. Линия драматургического развития изобилует резкими контрастами, образно-тематическими трансформациями, концерт отличают многократные смены темпа, метра, динамики исполнения и типов хоровой фактуры. Ведущей музыкально-драматургической идеей произведения стало постепенное и последовательное «разрушение» темы марша и утверждение молитвенного хорала...

«Уничтожая» на протяжении всего концерта тему энергичного и активного марша, композитор одновременно «возносит» хоральную тему - символ чистоты и света. Ее вступление подготовлено хоровым вокализом перед solo тенора в экспозиции концерта, где впервые появляется начальная интонация темы молитвы, хоральный тип фактуры и ленточное голосоведение...

Свойственная романтической балладе тембровая дифференциация тематизма характерна и для концерта Г.Вдовина. Тема марша, как проявление мужского волевого начала, звучит в исполнении басов и теноров, а тема Девы - символа гармонии и красоты - у полного состава хора. Неторопливый и несколько отстраненный рассказ о событиях, повествовательное начало связаны с тембром тенора. Особый напряженный и драматический тон предъикту репризы придает суровый речитатив баса.

<...> Романтическая сонатность в балладе проявляется в своих типичных признаках, таких как наличие контрастных образов-тем, ясных контуров традиционных разделов (экспозиционного, развивающего и репризного), в логике тонального движения. В экспозиции хорового концерта Г.Вдовина функцию главной партии выполняет тема марша, речитативный раздел подобен связующей, а хоральная тема выступает в роли побочной. Очень интересен средний, развивающий раздел хорового концерта. Oснованный нa тематическом материале экспозиции, он представляет собой трехчастное репризное построение со сложным полифоническим сплетением голосов, что связано с содержанием поэтического текста баллады: для героя произведения мир искажен, он принимает видения за истину и не узнает реальности. В музыке этого раздела концерта тема Девы занимает все «пространство», словно «пытаясь» собой заменить герою баллады весь мир.

Выбор тональности каждой темы обусловлен сложившейся в музыкальном искусстве семантикой, глубоко оправдан сюжетом поэтического первоисточника.

В традициях романтической музыкальной баллады значительна роль звукоизобразительных эффектов. В «Балладе о Ефрейторе...» Г. Вдовина ощущение пространства и первозданной тишины создают повторы, имитирующие звучание эха («плеса... плеса...»). Заключительный шепот хора вызывает ассоциации с шумом набегающей волны. Гулкий звук одиноких шагов слышится в басовой теме на слог «тум-тум».

Поэтическое жанровое определение - «Баллада...» - вызвало музыкальные параллели с романтической образностью, формообразованием и стилистикой. Одновременно Г.Вдовин определил, жанр музыкального произведения как концерт для хора, тем самым обнаружив близость к характерной тенденции отечественного искусства 70-80-х годов XX века: многие современные сочинения отмечены жанровым синтезом, авторы нередко давали своим сочинениям двойные жанровые определения.

...Г.Вдовин хорошо знает и прекрасно чувствует специфику уникального музыкального инструмента - голоса, мастерски владеет техникой хорового письма. В «Балладе о Ефрейторе...» развитая хоровая фактура включает яркие контрастные сопоставления хоровых групп, выделение солистов, чередование постоянного и переменного многоголосия. Композитор использует различные типы фактуры: монодическую (тема марша), хоральную (тема Девы), полифоническую-имитационную и контрастную (развивающий раздел)...

...Использование сложных и эффектных исполнительских приемов подчеркивает концертную природу жанра.

В 90-е годы XX века, перешагнув пятидесятилетий жизненный рубеж, один из ведущих композиторов Мордовии Гавриил Вдовин вошел в период творческой зрелости. Желание полнее и глубже выразить свое отношение к жизни...оказалось созвучно одной из стилевых тенденций отечественного музыкального искусства - неоромантической…

...На примере судьбы одного из тысяч молодых людей в хоровом концерте «Баллада о Ефрейторе и Деве белого плеса» Г.Вдовин показал трагедию целого поколения. Не только тех людей, кто волей судьбы оказался на передовой «ошибочной» войны, но и тех, кто после социальных бурь начала девяностых годов не смог найти себя в новой России. И с этой точки зрения, подобно листовскому определению поэм Байрона, хоровой концерт Вдовина можно назвать «философской эпопеей современности».

Галкина И.А
Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.ст. и материалов. – Саранск, 2006. – С. 106-115.

 

Яндекс.Метрика
Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх