Вдовин Г.Г. Симфония № 2

С 1970 по 1972 гг. Г.Вдовин занимается в ассистентуре-стажировке при Горьковской консерватории (класс профессора А.А.Нестерова). Углубляются жизненные впечатления композитора, он становится автором новых серьезных работ: вокального цикла «Из мордовской народной поэзии» и Второй симфонии.

Работу над Второй симфонией Вдовин начал в 1969 г., окончательно завершив ее в 1972 г. Премьера сочинения в исполнении симфонического оркестра Горьковской государственной филармонии под управлением А.Скульского состоялась на авторском концерте в г.Горьком.

Облик Второй симфонии определился ее содержанием. И хотя в ней заметны стилевые тенденции, свойственные Первой симфонии, новое произведение молодого композитора имеет существенные отличия. Здесь нет драматических конфликтов, напряженных раздумий – в ней слышится жизнерадостное мироощущение, присущее творческой личности композитора. Образы симфонии тяготеют к двум сферам: лирика пейзажа и настроения и веселая буффонада. Произведение состоит из двух частей, которые объединены между собой общим музыкальным материалом, единством основных тем. Это способствует преодолению некоторой сюитности цикла.

Первая часть симфонии – соната без разработки, обрамленная медленным вступлением и заключением. Роль разработки, по замыслу автора, принимает на себя вторая часть, написанная в форме вариаций на тему, близкую народной мордовской песне «Умарина» («Яблонька»). Ярко выраженная национальная основа симфонии проявляется в использовании подлинных народных песен, характерных созвучий и принципов мордовского народного многоголосия, вариантных приемов развития тематического материала.

Первая часть открывается медленным вступлением в ля миноре:

Скупыми, точными штрихами рисуется картина пустынного, сумрачного пейзажа. Она порождает ощущение одиночества («пустые» квинты фаготов и кларнетов). Но вот слышится протяжная двухголосная песня гобоев, ее подхватывают фаготы. И вновь все застывает в звенящем молчании.

Сигналом к началу сонатного аллегро служит четкий, мерный ритм-соло (в партитуре указан несколько необычный ударный инструмент – электрический метроном, от которого требуется механическая ровность ударов). Он «задает» активный, энергичный темп, организует музыкальную ткань. Ритмические варианты одной и той же короткой попевки у трубы создают эффект «поддразнивания»:

Напевный монолог солирующего фагота вводит в сферу образов побочной партии. Светлая, возвышенная лирика ее темы контрастирует всему предыдущему разделу. Певучая вальсообразная мелодия исполняется скрипками в верхнем регистре. Образный контраст главной и побочной партий подчеркивается их необычным тональным соотношением (ля мажор – фа лидийский). Постепенно мелодия окружается подголосками и незаметно переходит в имитационно-полифонический эпизод середины, заменяющий разработку сонатного аллегро. Эпизод служит связующим разделом перед началом зеркальной репризы.

Репризный отдел начинается проведением темы побочной партии в до мажоре и значительно сокращен по сравнению с экспозицией. Главная тема вновь возвращает образы радостные, веселые. Теперь мелодия ее звучит у всего оркестра, огромным, широким пластом, в несколько «этажей» параллельных нон, охватывая весь диапазон оркестра.

Медленное заключение первой части аналогично вступлению, но и в него «прорываются» реплики главной партии. Завершается первая часть секундово-квартовым созвучием в роли тоники.

Настроение жизнерадостного веселья, энергичной танцевальности царит и во второй части симфонии, непосредственно продолжая и развивая образы главной партии. Шестнадцать вариаций на видоизмененную мелодию мордовской народной песни «Умарина» 

включают в себя и тематический материал предыдущей части. (Финал симфонии в чем-то близок центральному разделу вариаций Глинки на тему «Камаринской», в который включены интонации первой темы «Из-за лесу, лесу темного».) Изменения коснулись фольклорного источника прежде всего в выразительном плане: интонации популярного народного напева как бы сконцентрировались в заряд веселой энергии:

Тема становится подлинно инструментальной, а не вокальной. Кроме того, напев приобретает продолжение в виде оживленного наигрыша, очень динамичного и подвижного. Тема и вариации составляют трехчастную композицию, в которой первые шесть вариаций образуют экспозиционный раздел, с седьмой по тринадцатую – разработочный, а остальные выполняют функцию репризы-коды. Реприза финала является и заключением всей симфонии. В одновременном сочетании с темой вариаций излагается вначале мелодия побочной партии первой части, затем интонации заключительного раздела. Ликующе, радостно звучит в оркестре тема в своем последнем проведении, завершая симфонию.

Вторая симфония не претендует на многогранную глубину всестороннего охвата жизненных явлений. Произведение привлекает своей жизнерадостностью, остроумной изобретательностью композитора в развитии музыкального материала и его перевоплощений, красочностью темброво-гармонической палитры.

Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб.ст. и материалов (к 65-летию  композитора) /М-во культуры РМ, Союз композиторов РМ; авт.-сост. и отв. ред. Н.М.Ситникова. – Саранск, 2006. – С.181-184.

 

 

Яндекс.Метрика
Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх