«Алёна Арзамасская» Н.Кошелевой – первый мордовский балет

 

В мордовской профессиональной музыке первое упоминание о балетном жанре относится к началу 40-х годов прошлого столетия. В газете «Красная Мордовия» художественный руководитель Мордовского театра оперы и балета М.Г.Дысковский, говоря о творческих планах театра в предстоящем сезоне, писал: «На 1944 год предполагается работа по постановкам опер “Майская ночь” Римского-Корсакова, „Мазепа” Чайковского, „Князь Игорь” Бородина, первой мордовской оперы „Несмеян и Ламзурь” Кирюкова, и намечается первый мордовский балет („Дана”. – А.М.) по поэме „Песнь о Раторе” („Моро Ратордо”) Н.Эркая. Музыка московского композитора И.Ильина и Л.Кирюкова» [2]. Однако постановочной работы над балетом не было, так как он не был написан. Причины, по которым этот творческий замысел не был осуществлен, неизвестны.

Премьера первого в истории мордовской музыкальной культуры национального балета «Алёна Арзамасская» Н.Кошелевой (1) состоялась более полувека спустя (6 октября 2012 года) в Государственном музыкальном театре Республики Мордовия имени И.М.Яушева и была приурочена к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. В сентябре 2013 года балет был включен в концертную программу для участников V съезда финно-угорских народов Российской Федерации («Финно-угорские народы России и создание стабильности многонационального Российского государства»).

Балет также стал подлинным украшением XXV Юбилейного фестиваля музыки композиторов Поволжья и Приуралья, проходившего в Саранске 3-5 декабря 2013г.

Замысел балета возник еще в годы учебы Нины Кошелевой в Казанской государственной консерватории в 1978 году. «Впервые об Алёне Арзамасской я узнала... прочитав в журнале “Юность” [1] статью Б.Бялика “Алена Арзамасская”. Меня глубоко тронула трагическая судьба сподвижницы Степана Разина. Когда я поделилась со своим педагогом Б.Н.Трубиным возникшим желанием написать балет о жизни, подвиге и смерти отважной героини мордовского народа, он воскликнул: „Какой сюжет!”» [3, С. 119].

Работа над балетом по разным причинам растянулась на многие годы. Он был завершен в 2001 году и еще 12 лет ждал своей постановки на театральной сцене. К окончанию консерватории (1979) была написана программная сюита для симфонического оркестра «Алёна Арзамасская», раскрывающая идейно-драматический конфликт и содержание будущего балета. Четыре части единого стройного цикла (Вступление. Народный праздник. Adagio Алёны. Казнь) – четыре этапа в развитии стихийной повстанческой борьбы и народной трагедии, в центре которой образ простой крестьянской женщины, поразившей даже врагов силой и стойкостью своего духа.

Сюита, ставшая дипломной работой молодого композитора, впервые прозвучала в исполнении симфонического оркестра Казанской государственной консерватории под управлением Н.Г.Рахлина. Позднее она неоднократно исполнялась на фестивалях музыки композиторов Поволжья и Приуралья (Казань, Йошкар-Ола, Ижевск, Саранск), а также в Нижнем Новгороде.

К образу отважной героини народного движения в разное время обращались поэты, писатели, драматурги, музыканты, художники, скульпторы. В своей монографии «Музыкальное искусство Мордовии как этнокультурный феномен» О.В.Радзецкая приводит длинный перечень имен представителей художественного творчества, воплощавших в своих произведениях образ легендарной воительницы крестьянского движения [4, С. 180-182].

Небезызвестен факт, что впервые обратил внимание на этот значительный эпизод в истории крестьянской войны 1667-1671 годов в Среднем Поволжье под предводительством Степана Разина М.Горький в беседе с мордовскими писателями – делегатами I Всесоюзного съезда советских писателей (1934).

В 1939 году молодой мордовский писатель П.Кириллов создает национальную героическую драму на эрзянском языке «Литова», в которой прообразом главной героини послужила молодая крестьянка из Арзамаса Алёна, активная участница разинского восстания. Премьера (29 марта 1939 года) первого национального спектакля в Республиканском театре драмы явилась большим событием в культурной жизни Мордовии. Музыку к спектаклю написал московский композитор М.И.Душский, живший в то время в Саранске и работавший в музыкально-драматическом училище преподавателем музыкально-теоретических дисциплин (1938-1939).

Впоследствии П.Кириллов сделал несколько редакций драмы «Литова». В третьей редакции он создал ее стихотворный вариант, оказавшийся весьма жизнеспособным сценическим произведением. Со времени его первой постановки (1943) все последующие (1959, 1969, 1985) шли неизменно с музыкой другого композитора – Л.П.Кирюкова (2). Меняющиеся каждый раз режиссеры-постановщики (В.И.Княжич, Ю.В.Черепанов, Я.М.Лившиц) предлагали зрителю новые сценические варианты «Литовы», сохраняя, безусловно, основную сюжетную линию.

В 1980 году мордовский композитор Г.Вдовин в содружестве с либреттистом М.Фроловским (3) создали на основе пьесы П.Кириллова музыкальную драму «Ветер с понизовья» также сохранив сюжетную канву, но изменив название.

Как и в поэме П.Кириллова, во всех спектаклях Литова (Алёна) – главное действующее лицо, знаменитая сподвижница Степана Разина, отличавшаяся большими организаторскими способностями, неустрашимостью. Все спектакли заканчивались сценой народного бунта и победой повстанцев над регулярными царскими войсками. Согласно историческим документам народная героиня Алёна – крестьянка из Дворцовой Выездной слободы под городом Арзамасом. После смерти мужа она постриглась в монахини и ушла в Николаевский монастырь, где обучалась грамоте и врачеванию травами. Как только волна крестьянских восстаний докатилась до ближайших уездов, Алёна покинула монастырь, присоединившись к восставшим, и стала одним из самых бесстрашных популярных воинов крестьянской войны. После взятия Темникова Алёну стали называть Алёной Арзамасской-Темниковской. Плененная, она была заживо сожжена на костре.

Думая об Алёне, невольно вспоминаешь о героине французского народа Жанне д'Арк, жившей за два с половиной столетия до нее. Взяв в руки меч (Алёна – лук. – А.М.) (4), своим вмешательством в ход Столетней войны Франции с оккупировавшей ее Англией, она изменила судьбу страны. Жанна помогла французскому королю Карлу VII, давшему ей войско, вступить на трон (1429). Своей решимостью и неустрашимой храбростью, пламенными призывами вдохновляя воинов, она освободила осажденный Орлеан (5) и стала символом национального возрождения Франции. Плененная бургундцами – союзниками англичан, оклеветанная и обвиненная в ереси, она была предана суду и приговорена к сожжению на костре (1431).

В 1939 году французский композитор Артур Онеггер создал драматическую ораторию «Жанна д'Арк на костре» (либретто П.Клоделя) – произведение уникальное по драматургии и новаторское по композиционному решению. При всех различиях двух произведений – балета Н.Кошелевой «Алёна Арзамасская» и оратории А.Онеггера «Жанна д'Арк на костре» – в жизни и судьбе главных героинь много общего. Обе они – исторические личности, но разных эпох: Жанна – XV век, Алёна – XVII век. В обоих случаях сюжет исторический. Обе героини – выходцы из крестьянских сословий. Обе молоды (6). Обе боролись против насилия и угнетения, за свободу (Жанна – Франции, Алёна – против гнета крепостничества, за землю). В судьбе обеих героинь имел место факт предательства (7) и обвинение в ереси: Жанну обвинили в «общении» с Богом без посредничества церкви, Алёну – в мятеже и «колдовском» траволечении. Совершив подвиг, обе принимают мученическую смерть.

Так же, как в драматической оратории А.Онеггера, в балете Н.Кошелевой в судьбе и трактовке сюжета возникают яркие аллюзии на библейские события (Евангелие, распятие Христа). Значение образов героинь, столь разных в жанровом и композиционном отношении произведений, поднято до уровня символа.

Существуют два законченных варианта либретто балета Н.Кошелевой «Алёна Арзамасская».Первоначальный вариант, состоящий из двух действий и пяти картин, был написан С.Гурарием, второй – постановочный – А.Батраковым и Ю.Кондратенко – в двух действиях и шести картинах. Оба либретто, заметно отличающиеся друг от друга, основаны на свободной трактовке сюжета. В кратком изложении содержание осуществленной постановки таково:

Свадебное веселье по поводу бракосочетания Алёны и Кузьмы неожиданно прерывается появлением Фёдора Сидорова, преследуемого царскими стрельцами. Пытаясь защитить его, Кузьма погибает. Горе и гнев переполняют душу Алёны. Она принимает решение мстить за любимого, бороться за свободу и землю, присоединившись к восставшим во главе со Степаном Разиным.

С многочисленным отрядом повстанцев Алёна овладела городом Темниковым. Князь Ю.Долгоруков, посланный на усмирение восставших, скрывается в городе, боясь расправы над собой. Однако жители Темникова сдают его победителям. Жена городского приказчика под покровом ночи помогает ему бежать.

Внезапно появляются стрельцы. Врасплох застигнутые повстанцы не смогли оказать им достойного сопротивления. Многие погибли в неравной борьбе, в том числе атаман Фёдор Сидоров. Алёну взяли в плен. Князь Ю.Долгоруков в гневе приказывает казнить Алёну как мятежницу и колдунью. На центральной площади Темникова собирается народ, чтобы увидеть казнь Алёны – сожжение на костре.

Шесть картин балета представляют собой единую номерную структуру, состоящую из массовых танцевальных сцен и сольных номеров. Среди массовых сцен преобладают танцевальные сцены жанрового характера: сцена свадьбы, бой повстанцев со стрельцами и торжественное вступление в Темников. Особое место в балете занимает массовая сцена казни Алёны.

Работая над балетом, Н.Кошелева отмечала, что ей хотелось «показать Алёну не столько политическим персонажем, сколько героиней женственной и человечной, что близко для приходящего в зал зрителя» [3, С.119]. Две драматургические линии балета – лирическая и героическая – сосуществуют и развиваются параллельно, взаимодополняя друг друга. Для продолжения лирической линии после смерти Кузьмы Н.Кошелева искусно использует прием «наплыва воспоминаний». Именно таким образом, через воспоминания героини о счаст¬ливых днях, вводятся дуэты Алены и Кузьмы.

Последовательно выстраивающиеся в единую линию локальные кульминации в развитии действия (принятие Алёной решения мстить за Кузьму, ликование по поводу взятия повстанцами во главе с Алёной Темникова, разгром народных повстанцев и пленение Алёны) приводят к главной логически-смысловой кульминации финала – казни народной мстительницы Алёны.

Основной и принципиально важный тематизм балета представлен во Вступлении к Прологу. Три последовательно появляющихся в трех его разделах темы – это три главных лейтмотива балета. Первая тема – сумрачная, с оттенком безысходной скорби – музыкальная характеристика народа, испытывающего на себе гнет мурз, помещиков-крепостников, духовенства. В процессе своего дальнейшего развития она полифонизируется, ее музыкальная ткань посредством включения новых оркестровых голосов уплотняется и достигает яркой кульминации в момент звучания оркестрового tutti:

 Вторая тема связана с характеристикой образа народа – активно-действенного, сражающегося за свою свободу. Они многократно звучит в дальнейшем в различных сценах балета, являясь тематической основой музыкального развития батальных сцен, также проникая в партию Алёны и насыщая ее призывными, активными интонациями в соответствии с последовательной героизацией образа:

Третья тема лирического характера связана с образом Алёны. В ней угадываются две ипостаси образа Алёны: плавная, напевная, широкого дыхания мелодия диатонического склада характеризует влюбленную женщину; четкая двудольная ритмика, призывные квартовые ходы в линии средних голосов говорят о бесстрашии и храбрости воительницы. В заключительной сцене балета тема Алёны приобретает характер победно звучащего гимна:

Из лейтмотивной характеристики отрицательных персонажей балета выделяется тема Ю.Долгорукова. Грозно звучащая в унисонном оркестровом изложении, обильно синкопированная, она сопровождает Долгорукова во всех его появлениях на сцене:

Все другие лейтмотивы балета (лейтмотивы надсмотрщиков, плети, клятвы, Федьки), отдельные из которых представляют собой музыкально-интонационные комплексы, носят временный характер и употребляются в локальном значении.

В двух картинах первого акта Н.Кошелева цитирует две мордовские народные песни. Первая из них – мокшанская «Вирьса» («В лесу») ранее уже привлекала внимание композитора и была использована в третьей лирической части фольклорной кантаты «Мордовские песни» (для меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра, 1977), созданной на основе индивидуального прочтения нескольких мордовских народных песен. В балете эта песня является основой музыкально-тематического развития среднего лирического раздела «Танца невесты и подружек» в первой картине первого акта. Протяжная эрзянская песня «Вирь чиресэ» («На опушке леса») «поется» оркестром во второй картине первого акта в момент затишья в лагере повстанцев после сражения за город Темников. Оригинальной творческой находкой композитора является введение в партитуру заключительных сцен балета хора без слов и вокализа сопрано. Звучание молитвенного хора в момент наивысшего душевного напряжения Алёны перед казнью и вокализа, подобно голосу ангела, доносящемуся с небес, помогает ярче подчеркнуть трагизм происходящего, усилить эмоциональное воздействие музыки на зрителя.

В стремлении к предельной конкретности образов композитор широко использует в оркестре персонифицированные тембры, интересные их сочетания, переклички оркестровых голосов.

Из современных технических средств, применяемых в балете, отметим использование спецэффектов и видеоинсталляции в сцене казни Алёны.

Балет имел большой успех у зрителей, и не только потому, что его долго ждали, о нем говорили. Он в очередной раз продемонстрировал такие неотъемлемые черты творческого почерка Н.Кошелевой, давно снискавшие ей любовь и признание слушателей, как ярко выраженный национальный колорит, опору на богатейшие фольклорные  традиции,  чудесный мелодический дар. В связи с этим можно вспомнить слова известного  марийского композитора А.Эшпая: «Чем художник национальнее, тем он индивидуальнее».

Со времени премьеры балет Н.Кошелевой «Алёна Арзамасская» находится в репертуарном списке Государственного музыкального театра имени И.М.Яушева. Являясь, как и каждый национальный спектакль, «визитной карточкой» театра, он ставится на удивление крайне редко, зато идет всегда с неизменным успехом и восторженным приемом зрителей. Балет «Алёна Арзамасская» вполне достоин того, чтобы им заинтересовались режиссеры-постановщики балетных спектаклей других городов России и чтобы стать репертуарным спектаклем их театральных сцен.

Примечания:
(1) Кошелева Нина Васильевна (род. 01.07.1952) - композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Родилась в селе Вертилим Старошайговского района Республики Мордовия. Окончила теоретическое отделение Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова (1972), Казанскую государственную консерваторию (1979, класс композиции профессора Б.Н.Трубина, класс инструментовки - профессора Н.Г.Жиганова). Член Союза композиторов России (1982). Председатель правления Союза композиторов Республики Мордовия, преподаватель Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова.

Автор музыки Государственного гимна Республики Мордовия (сл. С.Кинякина). Имеет почетные звания и награды.
(2) Три эпизода - хор разинцев в Прологе, песня Васьки и финальный хор - для третьей сценической постановки (1969) написаны Г.Вдовиным.
(3) Фроловский М.И. (1934-2009) - дирижер, хормейстер, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, МАССР.
(4) «Алёна, „подобно амазонке“, превосходила мужчин своей необычной отвагой... небывалой силы, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук» [5. С. 37].
(5) Иоанна (Жанна д'Арк) - главное действующее лицо оперы П.И.Чайковского «Орлеанская дева» (либретто П.И.Чайковского по Ф.Шиллеру и А.Жуковскому). Написана в 1879 г., поставлена на сцене Мариинского театра в 1881 г.
(6) Существуют различные версии относительно возраста Алёны. В одних источниках она - замужняя женщина, ушедшая в монастырь после смерти мужа. В других, как у Н.Кошелевой и либреттистов А. Батракова и Ю.Кондратенко, Алёна - молодая девушка накануне своего замужества.
(7) Князь Ю.Долгоруков, возглавивший царские войска, посланные в Темников для подавления восстания, в донесении царю Алексею Михайловичу писал, что «за две версты до города его со святыми иконами и крестами встретили протопоп, священники, дьяконы и темниковских чинов всяческие люди. „Великим плачем“ они умоляли простить им невольную вину - подчинение мятежникам. В доказательство своей верноподданности они передали предательски схваченных ими бунтовщиков - 18 человек, связанных одной веревкой, во главе с Алёной» [5.
С. 46].

Список литературы:

1.Бялик Б.А. «Алёна Арзамасская» // Юность. - 1970. - № 12. - С. 68-72.

2.Дысковский М. О работе Мордовского театра оперы и балета // Красная Мордовия. - 1944. - 24 окт.

3.Кошелева Н.В. Балет «Алёна Арзамасская» // Театры России. - 2013. - №2.- С.112-124.

4.Радзецкая О.В. Героическое и лирическое в музыке балета «Алёна Арзамасская» // Радзецкая О.В. Музыкальное искусство Мордовии как этнокультурный феномен. - Саранск: Саранскэкспоцентр, 2014. - С. 176-193.

5.Чистякова Е.В. Атаман Алёна // Алёна Арзамасская-Темниковская: Сб. ст., док., очерков, худ. произв. / Сост. П.П.Смирнов, Е.В.Чистякова. - Саранск: Морд, кн. изд-во, 1986. - С. 37-41.

Макарова А.И.
Музыка: искусство, наука, практика. - № 3 (15) - 2016. - С. 43-50.

 

 

 

 

 

О балете:

- Бурнаев А.Г. Алена Арзамасская в балетном искусстве Мордовии // Центр и периферия.- 2014 - №1.- С.86-93.

- Радзецкая О.В. Культуротворческие контексты балета Н.В.Кошелевой «Алена Арзамасская» // Финно-угорский мир. - 2013.- № 3. - С.75-79.

 

Яндекс.Метрика
Сайт создан при поддержке РГНФ (грант 14-14-13008) и находится в стадии информационного наполнения.
Наверх